Три парадигмы европейского общества (тезисы доклада) Премодерн – Модерн – Постмодерн
Премодерн, модерн, постмодерн -являются парадигмами мышления представляющими собой систему предубеждений и представлений относительно того как устроен мир в целом. Термин «парадигма» указывает здесь на тотальность данных представлений: парадигма задаёт направления мышлению, но сама она не является предметом рассуждения.
Традиционное общество» устроено так, чтобы как можно дольше (а если возможно то и вообще никогда) не подвергаться фундаментальным изменениям. Традиция есть стремление к соответствию настоящего прошлому, которое оценивается как позитивное и образцовое («золотой век»). «Традиции» (от латинского tradire – передавать, и русское слово «предание»).
Модерн – критическое преодоление традиции. Отцы-основатели модерна: Г.Галилей(1564 -1642) Ф.Бэкон (1561-1626) Р.Декарт (1596-1650) И.Ньютон (1643-1727)
Модерн, сам переход от «традиционного общества» к «современному» воспринимает как качественный рывок в новое социальное состояние, где начинают действовать и открываться новые законы и новые ценности – ценности накопления (знаний, товаров, методологий), развития (совершенствования, открытий, изобретений того, что раньше не было), преобразований и т.д.
Постмодерн – состояние общества с доведенным до логического конца процессом модернизации. Постмодерн есть отрицание модерна без возврата к премодерну. Деконструкция всех элементов премодерна и модерна. Пост-всё.
Симулякр (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») — «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности. В современное потребление слово симулякр ввел Жорж Батай.
Основные идентичности Традиция Модерн Постмодерн Империя Государство-нация Глобализация Этнос Нация Планетарный космополитизм Религия, миф Светскость, атеизм Индифферентизм, индивидуальное мифотворчество Иерархия (каста, сословие) Равенство индивидуумов, граждан (права человека) Произвольность утверждения абсолютным индивидуумом своего отношения к «другим» Человек образ Бога Человек как продукт эволюции, атомарный индивид Пост-человек, произвольный выбор идентичности