Профилактика конфликтов. “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”. Генри Тейлор.
Цель: Рассмотреть понятие «конфликт» и способы преодоления конфликтных ситуаций.
Конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”. Конфликт - это столкновение, схватка, спор, борьба, где каждая из сторон преследует свои цели, интересы, позиции не совместимые с другой стороной.
Представим следующие ситуации: Войдя в класс на урок, вы обнаружили на доске карикатуру на себя. Ребята рассчитывали, что начнется поиск виновного и урок будет сорван. Что делать?
Ученики собирались уйти с вашего дополнительного урока, причем вам попала в руки записка учащихся, в которой они договариваются уйти с урока и не очень лестно отзываются о вас. Что делать?
По просьбе завуча вы заменяете заболевшего учителя в чужом классе. Начался урок. Класс совершенно неуправляем. Вы здороваетесь — никакого внимания. Как быть?
Структура конфликта: Модель №1Конфликтная ситуацияОбъект конфликтаУчастники.Модель №2Стороны конфликтаУсловия протекания конфликтаОбразы конфликтных ситуацийВозможные действия участников конфликтаИсход конфликта.
Участники конфликта:
Причины конфликтов: 1. Различия в целях, интересах, мнениях, взглядах на жизнь, способах достижения цели, в индивидуальных особенностях людей. 2. Конфликтогены — слова или действия, которые могут привести к конфликту помимо желания человека. Не хотел обидеть человека, сказал не подумав, просто так, — а он обиделся.
Этапы протекания конфликта: 1 стадия: появляется основная проблема (объект конфликта), возникает конфликтная ситуация.2 стадия: объективная ситуация осознается в качестве таковой участниками.3 стадия: переход к конфликтному взаимодействию, обостряется эмоциональный фон.4 стадия: полное или частичное разрешение конфликта.
Поведение личности в конфликте: Избегание (уход)Конкуренция (борьба)ПриспособлениеСотрудничествоКомпромисс
Причины конфликтов в школе:
Последствия конфликта: 1. Новые, нестандартные способы решения проблемы. 2. Разрыв отношений между конфликтующими сторонами.
Конфликты бывают:1. Деловые. 2. Личностные.
Е. Мелибруда (польский психолог)выделил 4 искажения восприятия:1. “Иллюзия собственного благородства” – когда мы считаем, что являемся жертвой злобного противника, а сами ведет себя образцово. В большинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, нередко готовы разрешить конфликт, и убеждены, что дело в оппоненте, который этого не хочет.
2. “Поиск соломинки в глазу другого” – замечание малейших нюансов поведения оппонента. В конфликте чрезвычайно важно контролировать каждое свое слово и поступок, а не только оппонента.
3. “Двойная этика” – человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы всегда стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к сопернику, а чужие – как недопустимые, нечестные.
Таким образом, все эти ошибки несут одну и ту же цель: представить собственные действия и поступки желательными, благородными, а действия оппонента – непозволительными, безобразными, неадекватными ситуации. Таким образом, очень часто поступаем и мы с вами, особенно в ситуациях, когда затронуты наши личные интересы.
Психологи рекомендуют следующие способы преодоления конфликтных ситуаций.
1. Не оставаться наедине со своими неприятностями. Надо рассказать о неприятностях человеку, которому вы доверяете. В трудную минуту особенно важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах другого человека.
2. Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой.3. Не позволять себе раздражения, гневного состояния.
4. Не упрямиться, не позволять себе быть капризным.5. Не предъявлять чрезмерных требований окружающим, принимать людей такими, какие они есть.
6. В ссоре старайтесь говорить только о самом разногласии. Ни в чем не обвиняйте оппонента. Не говорите друг другу обидных слов. Это поможет вам сохранить конфликт на деловом уровне, не “спуститься” на личностный уровень конфликта.
Таким образом, мы узнали, что означает понятие конфликт, разобрались, что конфликты встречаются повсюду и что жизнь без конфликтов практически невозможна. Так же мы узнали, что очень важно научиться находить верное решение конфликта, вести себя достойно в конфликтной ситуации, так как именно от нашего поведения зависит, разрешится конфликт или нет.