Естествозна ние – область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятых как целое. Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие гео-графии, а с развитием техники – развитие физики, химии. Естествознание, в конечном счете, пытается разрешить так называемые «мировые загадки», сформулированные учеными еще в конце 19-го века: . Введение в дисциплину «Естествознание».
Введение в дисциплину «Естествознание».
Естествознание, развиваясь, приближается к решению этих загадок, но возникают новые вопросы, и процесс познания бесконечен. Действительно, наши знания можно сравнить с расширяющейся Вселенной. Чем шире сфера, тем больше точек ее соприкосновения с неизвестным. Увеличение сферы знания приводит к появлению новых, нерешенных проблем. . Введение в дисциплину «Естествознание».
Даже исследуя простейший организм, мы должны учитывать, что это может быть: механический агрегат, термодинамическая система, химический реактор с разнонап-равленными потоками масс, тепла, электрических импульсов; некая «электрическая машина», генерирующая и поглощающая электромагнитное излучение. И, в то же время, это - ни то и ни другое, это – единое целое. И поэтому естествознание является комплексной наукой. Современное естествознание характеризуется взаимопроникновением естественных наук друг в друга, но в нем всегда есть и определенная упоря-доченность, иерархичность. . Введение в дисциплину «Естествознание».
В середине 19-го века немецкий химик Кекуле составил иерархическую после-довательность наук по степени возрастания их сложности (по степени сложности объектов и явлений, которые они изучают). . Введение в дисциплину «Естествознание».
Все исследования природы сегодня можно наглядно представить в виде большой сети, состоящей из ветвей и узлов. Эта сеть связывает много-численные ответвления физи-ческих, химических и биологи-ческих наук, включая науки синтетические, возникшие на стыке основных направлений (биохимия, биофизика и др.).
Такая иерархия естественных наук позволяла как бы «выводить» одну науку из другой. При этом физику называли «механикой молекул», химию – «физикой атомов», биологию – «химией белков или белковых тел». Эта схема достаточно условна. Но и сегодня она актуальна т.к. показы-вает значение естествознания, как универсальной науки. Исходя из этого, основной задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их прак-тическому использованию в интересах человека. Вопрос 1. Введение в дисциплину «Естествознание».
Естествознание имеет двуединую цель: 1. Раскрытие сущности явлений природы, познание ее законов, предвидения на их основе новых явлений; 2. Указание на возможность использования на практике познанных законов природы. Таким образом: Естественнонаучное знание создается в результате обобщения научных исследований и естественных наблюдений человека за природой. 2. Естественнонаучное знание является теоретической основой для научных исследований и естественных наблюдений человека за природой. Цели Естествознания. . Введение в дисциплину «Естествознание».