Роберт Моррис Цзиньци Чен Роберт Моррис Цзиньци Чен (председатель) Анна Холлоуз Хироки Исикава Елена Волкова (сопредседатель) Клеменсия Рамирес Вамбуй Нжугуна (Wambui Njuguna) Редакторы: Говард Дубовитц Уэнди Джи. Лэйн
Все формы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, способные привести (или приводящие) к нанесению вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия и власти. Все формы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, способные привести (или приводящие) к нанесению вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия и власти. (Всемирная организация здравоохранения, 1999)
Случаев на 1000 Случаев на 1000
Случаев на 1000 Случаев на 1000
Синдром сотрясения ребенка младше 2-х лет Синдром сотрясения ребенка младше 2-х лет Кинан: поступления в реанимацию и смерти Теодор: по сообщениям родителей
Ребенок – лицо, не достигшее 18 лет Ребенок – лицо, не достигшее 18 лет Конвенцию подписали практически все государства-члены ООН
У Вас есть право нормально расти и развиваться физически и духовно, в атмосфере свободы и уважения. У Вас есть право нормально расти и развиваться физически и духовно, в атмосфере свободы и уважения. У Вас есть право на особую заботу и защиту, а также на полноценное питание, жилье и медицинское обслуживание. Если Вы – ребенок с ограниченными возможностями, у Вас есть право на особый уход
4. У Вас есть право на любовь и понимание, прежде всего, со стороны родителей и родственников, но также и со стороны государства, если в этом есть необходимость. 4. У Вас есть право на любовь и понимание, прежде всего, со стороны родителей и родственников, но также и со стороны государства, если в этом есть необходимость. 5. У Вас есть право бесплатно обучаться, играть, развиваться, а также учиться быть ответственным и полезным. 6. У Вас есть право на защиту от жестоких действий и эксплуатации, в том числе от труда, который может препятствовать физическому и умственному развитию.
Перенаселенное жилье Перенаселенное жилье Бедность Социальная изоляция Сильный стресс Домашнее насилие
Несовершенство или отсутствие эффективного законодательства в сфере защиты детей Несовершенство или отсутствие эффективного законодательства в сфере защиты детей Ценность ребенка невысока Приемлемость насилия в обществе (на уровне семьи, сообщества или общества, включая войны) Особенности культуры Социальное неравенство - бедность
Неспособность: Неспособность: Осознать существование проблемы жестокого обращения Выявлять случаи жестокого обращения и принимать меры Предоставлять необходимую помощь детям и их семьям Способствовать профилактике насилия Способствуя развитию, укреплению здоровья и безопасности Противодействуя основным факторам риска
В различной степени страдает каждый ребенок В различной степени страдает каждый ребенок Последствия определяются несколькими факторами: Форма жестокого обращения Тип личности ребенка Защитные факторы Последствия могут быть: Физическими Психологическими Поведенческими Социальными
Травмы (т.е. переломы, ожоги, травмы внутренних органов, рваные раны, травмы головы) Травмы (т.е. переломы, ожоги, травмы внутренних органов, рваные раны, травмы головы) Нарушения развития мозга Кратковременная и длительная нетрудоспособность Смерть
Характерны Характерны Могут включать: Немедленные последствия: изоляция, страх, утрата доверия Хронические: депрессия, низкая самооценка и проблемы во взаимоотношениях на протяжении всей жизни Нарушение когнитивного развития
Младенцы/дети ясельного возраста Младенцы/дети ясельного возраста Нарушения сна Раздражительность Сепарационная тревога Нарушения речи и пользования туалетом Школьный возраст Неспособность контролировать эмоции Проблемы в общении со сверстниками – враждебные намерения Проблемы с концентрацией внимания
Подростки Подростки Чувство тревоги Агрессия Рискованное поведение (побеги из дома, употребление наркотиков, секс) Вовлечение в домашнее насилие Депрессия Проблемы в школе
Повышенный уровень правонарушений, употребления наркотиков, а также преступлений с применением насилия Повышенный уровень правонарушений, употребления наркотиков, а также преступлений с применением насилия Склонность к жестокому обращению. По некоторым оценкам, около трети детей, подвергавшихся жестокому обращению, в будущем будут жестоко обращаться со своими детьми.
Физическое насилие Физическое насилие Пренебрежение Сексуальное насилие Эмоциональное насилие и пренебрежение Детский труд Торговля детьми Прочее
Применение силы, в результате которого наносится вред здоровью, выживаемости, развитию и достоинству ребенка Применение силы, в результате которого наносится вред здоровью, выживаемости, развитию и достоинству ребенка
Трехмесячная девочка Трехмесячная девочка Синяки на лице и руках Мать: «Я увидела синяки, когда первый раз ее кормила утром. Вчера, когда я укладывала ее спать, синяков еще не было. Наверное, она выпала из кроватки!»
11-летний ребенок 11-летний ребенок Не может нормально сидеть в школе Рассказал учителю: «Меня избил отец. Я ему нагрубил». Показал следы на спине
Бабушка заметила, что ее двухмесячный внук много плачет, успокоить его невозможно Бабушка заметила, что ее двухмесячный внук много плачет, успокоить его невозможно Она говорит: «Он не шевелит левой рукой и плачет еще сильнее, когда я дотрагиваюсь до нее». Она привела его на осмотр. Рентген показал:
Молодая мать-одиночка жалуется, что ее трехмесячный ребенок «трудный», нервный, раздражительный и все время плачет, и что его трудно кормить Молодая мать-одиночка жалуется, что ее трехмесячный ребенок «трудный», нервный, раздражительный и все время плачет, и что его трудно кормить Неделю спустя ребенок поступил в больницу без сознания и со слабым дыханием
22-месячный ребенок поступил в больницу с ожогами на ягодицах 22-месячный ребенок поступил в больницу с ожогами на ягодицах Мама пояснила: «Она упала в ванну с горячей водой, пока меня не было».
Ожоги от погружения Ожоги от погружения признаки
Спорные и укоренившиеся: «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка» Спорные и укоренившиеся: «Пожалеешь розгу – испортишь ребенка» Распространенные: «право родителя» Вопросы: Эффективны ли они? Являются ли они разновидностью жестокого обращения? Каковы вероятные последствия? Какие методы воспитания следует применять?
Пренебрежение происходит, когда не удовлетворяются базовые нужды ребенка, что наносит реальный или потенциальный вред Пренебрежение происходит, когда не удовлетворяются базовые нужды ребенка, что наносит реальный или потенциальный вред Базовые нужды включают достаточное: Питание - Одежду Контроль - Защиту Медицинский уход - Образование Любовь и заботу - Дом
Десятилетний ребенок, страдающий диабетом Десятилетний ребенок, страдающий диабетом Поступил в отделение неотложной помощи с обезвоживанием и в летаргическом состоянии Два для не принимает инсулин Мать пояснила: «У нас закончился инсулин».
У девятилетней девочки регулярно обнаруживаются травмы на протяжении последних 6 месяцев, в том числе: У девятилетней девочки регулярно обнаруживаются травмы на протяжении последних 6 месяцев, в том числе: легкая травма головы при падении с дерева глубокая рана предплечья, полученная при пролезании через разбитое окно ожоги на руках от неосторожного обращения с горячим жиром
Участковая медсестра заметила недостаток веса у 10-месячной девочки Участковая медсестра заметила недостаток веса у 10-месячной девочки Ее вес менее 5-го процентиля; рост около 10-го Питание со слов матери нормальное, ребенок хорошо покушал при медсестре Месяц спустя девочка не прибавила в весе и стала очень раздражительной Ребенок госпитализирован, обследование не выявило каких-либо заболеваний. Ест хорошо, прибавляет в весе и стала более активной
Вовлечение в действия сексуального характера, которые он/она: Вовлечение в действия сексуального характера, которые он/она: не вполне осознает, не может дать осознанное согласие, не соответствует по уровню развития, Нарушает законы и табу общества. Дети могут подвергаться сексуальной эксплуатации со стороны взрослых или других детей, которые, в силу возраста или уровня развития, злоупотребляют ответственностью, влиянием или доверием. (ИСПКАН и ВОЗ, “Профилактика жестокого обращения с детьми”, 2006)
Зачастую «скрытая» угроза Зачастую «скрытая» угроза Включает все виды сексуальных действий, а не только половой акт или иные физические формы Включает детскую проституцию и просмотр порнографии
Мама привела шестимесячную девочку на прием к участковой медсестре после того, как обнаружила кровь на подгузнике. Девочка выглядит здоровой и жизнерадостной, медицинский осмотр ничего определенного не выявил. Мама привела шестимесячную девочку на прием к участковой медсестре после того, как обнаружила кровь на подгузнике. Девочка выглядит здоровой и жизнерадостной, медицинский осмотр ничего определенного не выявил. Со слов матери, уход за ребенком осуществляют только она и ее 17-летнаяя дочь. Именно дочь сидела с ребенком вчера вечером.
Семилетняя девочка рассказала матери о том, что мальчик трогал ее за «интимные места». Семилетняя девочка рассказала матери о том, что мальчик трогал ее за «интимные места».
Тринадцатилетняя девочка рассказала подруге о том, что ее дядя ложится с ней постель и заставляет делать «плохие вещи». Тринадцатилетняя девочка рассказала подруге о том, что ее дядя ложится с ней постель и заставляет делать «плохие вещи».
Девятилетний мальчик отказывается идти в школу из-за того, что один из учителей заставляет его «целовать его птичку». Девятилетний мальчик отказывается идти в школу из-за того, что один из учителей заставляет его «целовать его птичку».
Включает: Упреки - Умаление достоинства Запугивание - Угрозы Презрение - Высмеивание Дискриминацию - Отталкивание Подобные действия зачастую наносят вред психологическому и психическому здоровью ребенка. Они также могут негативно повлиять на физическое, психическое, духовное, нравственное и социальное развитие ребенка. (ИСПКАН и ВОЗ, «Предупреждение плохого обращения с детьми», 2006)
Важно помнить, что большая часть травм возникает в результате несчастных случаев. Важно помнить, что большая часть травм возникает в результате несчастных случаев. Проблемы с поведением также могут возникать вследствие множества причин и не являются характерными для жестокого обращения. Крайне важно рассматривать версию о жестоком обращении, однако не менее важно НЕ делать поспешных выводов.
Две основных группы: Две основных группы: органы опеки (социальные службы и общегражданские суды/суды по семейным делам) уголовная юстиция (полиция и суды по уголовным делам) Органы опеки: обеспечивают безопасность ребенка, укрепляют семью Уголовная юстиция: выявляют преступников и привлекают их к ответственности Предпочтительна комплексная оценка
Параллельные расследования Параллельные расследования Отсутствие согласованности; слабый обмен информацией Неоднократные допросы Возможно искажение показаний, улик Противоречивые выводы Усиление недоверия и дополнительный стресс для всех участников
Совместное обучение и работа Совместное обучение и работа Понимание ролей и сильных сторон друг друга Создание универсальных протоколов для получения сведений и обмена информацией, получения показаний и принятия решений
Требует определенной подготовки и квалификации Требует определенной подготовки и квалификации Дети могут предоставить полезную и точную информацию Неграмотное проведение опроса может исказить рассказ ребенка
Дети часто рассказывают о насилии не родителю, а другому взрослому, которому доверяют Дети часто рассказывают о насилии не родителю, а другому взрослому, которому доверяют Ребенок может частично рассказать о произошедшем, либо сказать, что это произошло с кем-то дргим, чтобы оценить реакцию взрослого Дети часто «закрываются» и отказываются рассказывать дальше, если видят слишком эмоциональную или негативную реакцию (из пособия «Семь шагов по защите детей», опубликованного организацией «Darkness to Light», www.DarknessToLight.org)
Если ребенок сообщил о совершенном в отношении него/нее насилии: Если ребенок сообщил о совершенном в отношении него/нее насилии: Верьте ему. Дети редко врут о жестоком обращении. Не игнорируйте и не опровергайте рассказанное ребенком. Похвалите ребенка за рассказ. Убедитесь в том, что ребенок понимает, что в случившемся нет его вины. Сохраняйте спокойствие. Ребенок перестанет рассказывать, если почувствует, что его рассказ Вас огорчает. Ребенок должен знать, что Вы его выслушаете. (www.DarknessToLight.org)
Побуждайте ребенка к рассказу, но избегайте наводящих вопросов (например: «Он трогал тебя за интимные места, да?»). Это может повлиять на восмпоминания ребенка о произошедших событиях. Побуждайте ребенка к рассказу, но избегайте наводящих вопросов (например: «Он трогал тебя за интимные места, да?»). Это может повлиять на восмпоминания ребенка о произошедших событиях. Не давите на ребенка, если он не готов рассказывать. Получите информацию, достаточную для того, чтобы зафиксировать сообщение о жестоком обращении. Более подробная информация может быть получена позднее профессиональными интервьюерами. Удостоверьтесь в том, что ребенку ничего не угрожает, и в том что он не будет подвергаться жестокому обращению, пока Вы принимаете необходимые меры. Свяжитесь с местными социальными службами и полицией.
Обсудите Ваши действия в каждом из приведенных далее примеров, в которых ребенок сообщает о насилии. Обсудите Ваши действия в каждом из приведенных далее примеров, в которых ребенок сообщает о насилии. Случай №1: шестилетний ребенок с ожогами от сигарет Случай №2: семилетняя девочка говорит, что мальчик трогал ее
Необходимо определить последствия жестокого обращения в каждом случае Необходимо определить последствия жестокого обращения в каждом случае При необходимости проводится неотложное лечение Необходимо оценить состояние психического здоровья Необходимо обследовать членов семьи и оказать им необходимую помощь.
Они определяются различными факторами: Они определяются различными факторами: - Нравственными - Профессиональными и клиническими - Правовыми
Какие законы действуют у Вас? Какие законы действуют у Вас?
Принимать меры по защите детей, в том числе: Принимать меры по защите детей, в том числе: Рассматривать сообщения о предполагаемых случая насилия над детьми Обеспечивать безопасность детей Содействовать работе вспомогательных служб
«….Существует достаточно доказательств, в том числе научных, позволяющих с полной уверенностью утверждать, что плохое обращение с детьми может быть предупреждено». «….Существует достаточно доказательств, в том числе научных, позволяющих с полной уверенностью утверждать, что плохое обращение с детьми может быть предупреждено». (Предупреждение плохого обращения с детьми, 2006)
Первичное предупреждение – Предупреждение болезни (жестокого обращения) до ее возникновения Первичное предупреждение – Предупреждение болезни (жестокого обращения) до ее возникновения Вторичное предупреждение – Выявление болезни и проведение лечения до появления признаков и/или симптомов. В случае жестокого обращения, это часто связано с выявлением и устранением факторов риска. Третичное предупреждение – Лечение, направленное на предупреждение осложнений, смерти или частичной инвалидности.
Три уровня программ: Три уровня программ: Индивидуальный Уровень взаимоотношений Уровень сообщества и общества (Предупреждение плохого обращения, 2006)
Профилактика нежелательной беременности Профилактика нежелательной беременности Облегчение доступа к медицинской помощи в период беременности и после родов Обучение детей избеганию потенциально опасных ситуаций (Предупреждение плохого обращения с детьми, 2006)
Программы посещения семей на дому Программы посещения семей на дому Программы тренингов для родителей (Предупреждение плохого обращения с детьми, 2006)
Правовые реформы и защита прав человека Правовые реформы и защита прав человека Благоприятная социально-экономическая политика Изменение культурных и социальных норм, поощряющих насилие в отношении детей Снижение рисков, связанных с окружающей средой (Preventing Child Maltreatment, 2006)
“Мы в долгу перед нашими детьми — а дети это самые уязвимые члены любого общества — и наш долг состоит в том, чтобы обеспечить им жизнь, свободную от насилия и страха.” “Мы в долгу перед нашими детьми — а дети это самые уязвимые члены любого общества — и наш долг состоит в том, чтобы обеспечить им жизнь, свободную от насилия и страха.” Нельсон Мандела (Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире, 2002)
1. Все дети имеют все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, места рождения или родителей. 1. Все дети имеют все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, места рождения или родителей. 2. У Вас есть особое право на жизнь, а также на здоровое и нормальное физическое и духовное развитие, в атмосфере свободы и уважения достоинства. 3. У Вас есть право на имя и на приобретение гражданства. 4. У Вас есть право на особый уход, защиту, полноценное питание, жилье и медицинскую помощь. 5. У Вас есть право на особый уход, если Ваши возможности ограничены. 6. У Вас есть право на любовь и понимание, прежде всего, со стороны родителей и родственников, но также и со стороны государства, если в этом есть необходимость.
7. У Вас есть право бесплатно обучаться, играть, а также иметь равные возможности для того, чтобы развиваться и учиться быть ответственным и полезным. Ваши родители несут ответственность за ваше образование, а также обязаны оказывать Вам всестороннюю поддержку 7. У Вас есть право бесплатно обучаться, играть, а также иметь равные возможности для того, чтобы развиваться и учиться быть ответственным и полезным. Ваши родители несут ответственность за ваше образование, а также обязаны оказывать Вам всестороннюю поддержку 8. У Вас есть преимущественное право на получение помощи. 9. У Вас есть право на защиту от жестокого обращения и эксплуатации. Например, Вас не могут заставить выполнять работу, негативно влияющую на Ваше физическое или психическое развитие. Вы не должны работать до достижения определенного возраста, а ваше здоровье, нравственное и физическое развитие никогда не должны ставиться под угрозу. 10. Вас должны воспитывать в духе мира, солидарности, терпимости и дружбы.
Традиционно состоит из как можно более раннего выявления жестокого обращения с детьми и принятия необходимых мер по его пресечению и защите ребенка Традиционно состоит из как можно более раннего выявления жестокого обращения с детьми и принятия необходимых мер по его пресечению и защите ребенка Наиболее эффективным является подход, в рамках которого выявляются факторы риска, проактивно выделяются необходимые ресурсы и внедряются программы, направленные на снижение этих рисков