«Понимание в семье – ключевой фактор мотивации ребенка к учебе, делу, общению…» Сафронова Лариса Викторовна – педагог-психолог МБОУ «Школа №45» г. Н. Новгород, нейропсихолог, арт-терапевт, победитель в IX городских педагогических чтениях «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».
Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Древняя мудрость.
Что такое мотивация? Мотивация — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Где первично начинает происходить формирование мотивации? Какую роль родители играют в формировании мотивации?
П О Н И М А Н И Е
П О Н И М А Н И Е
И ВОТ, ОДНАЖДЫ….
Что Вы чувствуете в данной ситуации? Что Вам хочется сделать в этой ситуации?
Какая мы семья?????
ПЛАН Первое, в чем мы должны разобраться – как вести себя в подобной ситуации, которою можно назвать стрессовой? Третье, вывести алгоритм действий в подобной ситуации, создать свод правил, чтобы не терять взаимопонимание со своим ребенком – «Создадим указ в королевстве понимающей семьи». Второе, мы должны понять причину, почему ребенок не хочет с нами разговаривать? И как сделать так, чтобы он поделился с нами своими проблемами?
1. Как себя вести в стрессовой ситуации?
2. Понимаем причину Что чувствую я – тоже чувствует ребенок
Чувство Причина Раздражение Отсутствие достаточного необходимого внимания. Понимание «что меня любят» Гнев, злость Самоутверждение, признание себя, как личности, право решать свои дела. Понимание «что меня любят» Обида «Вы сделали мне плохо, пусть и вам будет плохо». Месть за: неверие в мои силы и возможности; сравнение с другими; унижение в кругу семьи; потерю родителя во время развода; появление нового более значимого человека в нашей семье; несправедливое отношение ко мне, невыполнение обещаний; родительскую ложь; отдали в отстойную школу, которую каждый день «хаите». Отчаяние, безнадежность, стопор Переживание своего неблагополучия.
Разговор с ребенком
Причина отказа от учебной деятельности и природа его возникновения Ребенок начал врать (двигатель страх наказания). Я не понимаю предмет. У меня ничего не получается. Надо мной смеются (глупый, нет крутого телефона..). Учитель надо смеется и обзывается. Со мной не общаются в классе. Я стараюсь, стараюсь, а никто этого не замечает. Я устал, у меня нет сил. Я не хочу учиться (не хочу или не могу).
Восстанавливаем мир вокруг нас
Алгоритм действий родителей в ситуации, когда ребенок не хочет учиться или … Успокоиться. Понять причину, по которой ребенок не хочет с нами разговаривать, через наши чувства. Подготавливаем беседу с ребенком. Разговариваем. Выясняем причину ( в каких областях она лежит). Разбираемся в причине и выстраиваем дальнейший план действий во времени. Реализовываем план. Вносим коррективы, если что-то не так. Смотрим на результат.
ТЕПЕРЬ ВЫ ЗНАЕТЕ ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВАША СЕМЬЯ БЫЛА ПОНИМАЮЩЕЙ!!!
Рекомендуемая литература Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968. Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991. Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Питер. Санкт-Петербург. 2002 год. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М. –1990. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983. Немов Р. С. Психология. Книга 1.Владос. Москва. 1998 год. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности школьника учителем/ Педагогика, М. – 1991. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/ Просвещение, М. – 1991. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, 1991.