Урок № 2. Основные понятия процесса управления Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь,Надо многое знать,Надо много уметь…
С чего начинается ваше утро? Человек управляет будильником
Что следует за пробуждением? Управляем потоком воды при помощи кранаОсуществляем управляющие воздействия, сверяясь с собственными ощущениями
Что делаете после гигиенических процедур?Во время завтрака мы управляем чувством голода, чтобы от него избавиться
Значение цели и информации в процессе управленияДля успешного управления должна быть поставлена цель – ожидаемый результат управления,определена исходная (предварительная) информация
Определение понятияУправление – процесс целенаправленного воздействия на объект
Выделение исходной информации для различных процессов управления
Выделение исходной информации для различных процессов управления
Объект управления и управляющее воздействие
Объект управления и управляющее воздействие
Объект управления и управляющее воздействие
Объект управления и управляющее воздействие
Роль текущей информации и обратной связиТекущая информация – информация об объекте в процессе совершения управляющего воздействияОбратная связь – учитывание текущей информации при формировании управляющего воздействия (анализы в процессе лечения больного, самостоятельные и контрольные работы, показания приборов автомобиля)
Разомкнутая модель управления (нет обратной связи)
Замкнутая модель управления (с обратной связью)
Закрепление изученного материала
Заполните недостающие клетки таблицы
Первоклассник пришёл домой и увидел, что мама оставила ему записку с информацией о том, как разогреть обед:- открой холодильник,- достань из холодильника жёлтую кастрюлю,- поставь кастрюлю на газовую плиту,- зажги газ,- подожди 5 минут,- выключи газ,- налей из кастрюли суп в тарелку.К какому типу относится данный алгоритм (с обратной связью или без обратной связи?) Поясните свой ответ.
Внесите изменения в алгоритм, приведённый в предыдущей задаче, таким образом, чтобы мама предусмотрела следующие ситуации, когда:
а) в холодильнике две жёлтых кастрюли- открой холодильник,- достань из холодильника жёлтую кастрюлю,- поставь кастрюлю на газовую плиту,- зажги газ,- подожди 5 минут,- выключи газ,- налей из кастрюли суп в тарелку.
б) дома нет спичек и нечем зажечь газ- открой холодильник,- достань из холодильника жёлтую кастрюлю,- поставь кастрюлю на газовую плиту,- зажги газ,- подожди 5 минут,- выключи газ,- налей из кастрюли суп в тарелку.
в) газ вообще отключен из-за аварии- открой холодильник,- достань из холодильника жёлтую кастрюлю,- поставь кастрюлю на газовую плиту,- зажги газ,- подожди 5 минут,- выключи газ,- налей из кастрюли суп в тарелку.
г) часы остановились- открой холодильник,- достань из холодильника жёлтую кастрюлю,- поставь кастрюлю на газовую плиту,- зажги газ,- подожди 5 минут,- выключи газ,- налей из кастрюли суп в тарелку.
Контрольные вопросыЧто такое управление?Какая информация называется исходной?Какая информация называется текущей?Можно ли утверждать, что процессы управления в живой природе, обществе и технике подобны?