Организация ученического самоуправления в группе Выполнила: преподаватель Суслова И.В.
В современной воспитательной системе самоуправление рассматривается как важный компонент воспитания обучающихся. Цель: Воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат на себя, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.
Задачи: Создание условий для развития индивидуальных лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации обучающихся в обществе, их социализации и личностного развития. Обеспечение педагогической поддержки лидерам в ученическом коллективе.Формирование знаний и умений основ организаторской деятельности. Создание атмосферы сплоченности ученических коллективов, условий для развития граждански активной личности в коллективе. Формирование демократических взглядов и убеждений.
Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива
Таким образом, самоуправление в ученическом коллективе представляет собой динамичную систему, системообразующим фактором которого является общая цель деятельности. Источником развития самоуправления выступает противоречие между целями, процедурой их достижения и отношением к этому обучающихся. Форма разрешения этого противоречия – вовлечение обучающихся в реальные проблемные управленческие ситуации, интенсивную организаторскую деятельность, ее анализ.
Классное собрание как форма развития самоуправления в группе
Классное собрание - высший орган ученического самоуправления первичного коллектива (группы). В его работе участвуют все обучающиеся группы и классный руководитель. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:определение программы деятельности ученического коллектива;избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей; избрание исполнительных органов самоуправления (актива группы);установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет старост);координация работы исполнительных органов самоуправления (актива группы), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;установление форм поощрения и порицания в классном коллективе;внесение предложений в администрацию техникума и органы техникумовского самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива. Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель. Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Актив группы.Между собраниями работу организует и контролирует актив группы, возглавляемый старостой группы.
Классное ученическое собрание
КТД как форма развития самоуправления в группе
КТД 1.Коллективное (совместная работа взрослых и детей).2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).
КТД — организационная форма, отражающая направленность деятельности (на общение, на познавательную активность). КТД – это дела, в которых обучающиеся и педагоги объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.
Результат КТД Что же является результатом качественного осуществления коллективно-творческого дела? Прежде всего, позитивная активность участников. Причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы провели, решили, сделали»).
Этапы КТД 1 ЭТАП – подготовительныйЭтап задумки, накопления идей, выдвижение цели и задач, коллективное планирование, распределения поручений по подготовке отдельных фрагментов дела (по группам, индивидуальные задания)2 ЭТАП – основнойПроведение самого дела3 ЭТАП - заключительныйЭтап подведения итогов, анализ КТД (отмечаются успехи группы и личный вклад каждого)
КТД дают возможность: обучающимсяреализовать и развивать свои способности;расширить знания об окружающем мире;приобрести навыки проектирования;проявить организаторские умения;закрепить коммуникативные навыки формировать способности к рефлексии (анализу)педагогу развивать творческий потенциал;совершенствовать организаторские возможности; изучить ученический коллектив;объединить обучающихся, педагогов, родителей;управлять процессом развития личности обучающихся;развивать рефлексивные возможности.
Анкета по самоуправлению 1. Как ты понимаешь, что такое самоуправление? А) Я не знаю точно, что это такое – 25% Б) Это возможность обучающихся отстоять свою точку зрения – 70% В) Это формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации техникума- 5%
2. Какие вопросы должны решать органы ученического самоуправления?А) Организация досуга обучающихся - 47% Б) Качество обучения в техникуме - 15% В) Организация и расширение возможностей общения с друзьями и сверстниками - 10%Г) Установление контактов с другими подростковыми и молодежными организациями - 28%
3. Отношение к ученическому самоуправлению в техникуме.А) Мне интересно быть участником творческого союза, ученического самоуправления - 53% Б) Я рад(а), что кто - то из моих друзей участвует в этой работе - 40% В) Мне все равно, есть в техникуме самоуправление или нет - 7%
4. Какое направление работы самоуправления важней всего развивать в техникуме?А) Учебное? – 30% Б) Гражданско-патриотическое? - 23%В) Спортивное? - 34%Г) Художественно-эстетическое? - 13%
5. Нужно ли техникуму самоуправление?А) Самоуправление помогает гармонично развиваться -20% Б) Самоуправление помогает развивать лидерские качества - 33% В) Самоуправление разнообразит деятельность обучающихся - 25% Г) Через самоуправление осуществляется общение с преподавателями и родителями - 12%
Вывод:Ученическое самоуправление будет развиваться и успешно реализоваться лишь в том случае, когда развито групповое самоуправление. Обучающиеся, научившиеся организовать работу в группе, с удовольствием идут в совет старост, пытаясь реализовать себя на уровне техникума.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!