Общественные советы
Общественный совет — образование с участием представителей общественности, которое имеет внутреннюю формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которым консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений.
Общественные советы являются одним из большинства механизмов общественного участия. Главным отличием общественных советов является большая вовлеченность граждан в работу руководящих органов, это могут быть органы местной, законодательной или исполнительной власти.
Функции общественных советов Консультации с экспертами по специальным вопросам;Помощь в разработке законодательства, государственного бюджета;Мониторинг за выполнением решений властей;Осуществление некоторых государственных функций, которые были делегированы государственным органом.
Необходимые условия для деятельности общественных советов 1. Заинтересованность государства учитывать общественное мнение.2. Функция по лоббированию общественными советами. 3. Роль законодательств в обеспечении деятельности общественных советов.
Задачи общественного совета привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в разных сферах деятельностиучастие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросамучастие в информировании граждан о деятельности в разных сферах, в том числе через СМИ и в публичном обсуждении вопросов, касающихся какой-либо отрасли;проведение общественной экспертизы проектов областных законов и иных нормативных правовых актов осуществление общественного контроля за деятельностью Главного управления выработка рекомендаций Главного управления участие в подготовке предложений по разрабатываемым целевым программам;анализ мнения граждан о деятельности Главного управления доведение полученной обобщенной информации до начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Тверской области.
Состав совета • Председатель Совета;• заместитель Председателя Совета;• члены Совета;• Секретарь Совета.
Члены Общественного совета имеют право доступа к информации и другим материалам, рассматриваемым на заседаниях;в случае несогласия с принятым решением - изложить письменно свое особое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания;возглавлять и участвовать в образуемых общественным советом рабочих группах;знакомиться с обращениями граждан, поступающими в Главное управление, а также с результатами рассмотрения таких обращений;участвовать в порядке, установленном начальником Главного, проводимых в управлении.
Членами Общественного совета не могут быть лица, не являющиеся гражданами РФ, либо лица, имеющие гражданство иностранного государства;лица, не достигшие возраста 18 лет;Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;лица, признанные недееспособными на основании решения суда;лица, имеющие или имевшие судимость.
Права, которыми обладает Общественный совет для решения возложенных на него задач: запрашивать и получать по согласованию с начальником Главного управления информацию о деятельности управления и его отделов, необходимую для осуществления деятельности общественного совета;заслушивать на своих заседаниях в порядке, установленном начальником Главного управления информацию начальников отделов по вопросам, касающимся положения дел в отрасли;вносить начальнику Главного управления предложения по совершенствованию деятельности Управления или его отделов;создавать по вопросам, отнесенным к компетенции общественного совета, комиссии и рабочие группы, в состав которых могут входить по согласованию с начальником Главного управления сотрудники управления, а также представители общественных объединений и организаций;принимать участие в порядке определенном начальником Главного управления в работе аттестационных и конкурсных комиссий.
Порядок формирования Общественного совета По результатам проведения консультаций с членами Общественной палаты определяются кандидатуры граждан, которым предлагается войти в состав общественного совета.Граждане, получившие предложения войти в состав общественного совета, уведомляют Главное управление о своем согласии либо отказе войти в состав общественного совета.Количественный и персональный состав общественного совета утверждается приказом начальника Главного управления
Примеры общественных советов Общественный совет при Федеральном агентстве по туризмуОбщественный совет при Генеральной прокуратуре Российской ФедерацииОбщественный совет по молодежной политике при Министерстве спорта, туризмаи молодежной политикиОбщественный совет при Федеральном медико-биологическом агентстве по решению вопросов оказания медико-санитарной помощи работникам предприятий с особо опасными условиями труда и жителям отдельных территорийОбщественный совет при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
Общественный совет при Федеральном агентстве воздушного транспортаОбщественный совет при Федеральной службе по надзорув сфере природопользования Общественный совет при Федеральной налоговой службеОбщественный совет при Федеральном агентстве по рыболовствуОбщественный совет при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителейи благополучия человекаОбщественный совет при Федеральном агентстве связиОбщественный совет при Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской ФедерацииОбщественный совет при Федеральной миграционной службе
Анализ зарубежного опыта Анализ законодательства и практики работы общественных советов в разных странах показывает, что одной из основных причин ограниченности влияния общественных советов является отсутствие законодательных или подзаконных актов, регламентирующих их деятельность, в том числе ограничение регламентации деятельности таких советов только приказом о создании совета, изданным руководителем государственного органа, при котором создается совет.