«Образ человека, в слове явленный»
«В человеческих делах… главное внимание должно быть обращено на мотивы» (Гете)
Цели курса: формирование ценностной картины мира в сознании растущего человека посредством слова;расширение кругозора и формирование лингвокультурологических компетенций;развитие нравственных и эмоционально-волевых качеств личности;совершенствование навыков самостоятельной (в т. ч. и проектной) деятельности;
Задачи курса: совершенствовать навыки литературоведческого и лингвистического анализа текстов различных стилей;развивать умение правильно устанавливать лексическое и понятийное значение слова, его семантические отношения со словом той же культуры;3) отрабатывать жанровые модели творческих работ: эссе, рассуждение-размышление, метафорического и аллегорического портретов концепта;4) развивать навыки критического мышления (кластер, синквейн).
Содержание курса: 1) вводные занятия (концепт, концептосфера) - 4 часа;2) основной курс – 12 часов;3) заключительное занятие – презентация учебного проекта – 2 часа. Количество часов – 18.
Отличительные особенности курса: интеграция с курсами литературы и обществознания;ориентация на подготовку к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Содержание программы (основной курс): Действие и деятельность.«…мне нужно действовать…» (М. Лермонтов).«Назначение человека – в разумной деятельности» (Аристотель).Деятельность разумная и неразумнаяДействие и бездействие.Мотивы, побуждающие к действию.
Содержание программы (основной курс): 2. «Страна любви – великая страна» (В. Высоцкий). «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И. Тургенев). Иерархия любви. Язык любви. Любовь спасение или рок?
Содержание программы (основной курс): 3. И честолюбие – от слова «честь».Честолюбие = честь + любовь.Тщеславие = тще (напрасно, зря) +слава.Сопоставление и соотношение этих концептов.
Содержание программы (основной курс): 4. «… я ныне завистник» (А. С. Пушкин).«Зависть – враг счастливых» (Эпиктет).«Зависть – сестра соревнования» (А. Пушкин)Зависть черная. Зависть белая. Атрибутызависти.
Содержание программы (основной курс):5. «Ритм нашей жизни – долг» (А. Блок).«Долг – якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься» (И. С. Тургенев) Долг перед собой и долг перед другими. Человек долга в художественном мире Пушкина.«Нет другого величия, кроме величия исполненного долга» (Ренан).
Содержание программы (основной курс): 6. Эгоизм и альтруизм. «Жить только для себя не значит жить» (Менандр).«Все жертвы мира во имя Эго!» (И. Северянин).Так ли это? Эгоизм – себялюбие. Любовь к себе и любовь к другим. Теория «разумного эгоизма» Чернышевского. «Эгоист поневоле», «страдающий эгоист». Альтруизм. Бескорыстие.«Нет одинокого счастья» (Н. Г. Чернышевский).
Структура урока Составление словарного портрета концепта.Моделирование контекстуально-метафорического портрета концепта.Составление словесного портрета концепта.Самостоятельная творческая работа.
Словарный портрет концепта «Действие» Словарь синонимов приводит следующий ряд слов к слову «действие»: поступок, акт, деяние. Какой из этих синонимов вы вставите в изречение Пифагора: «Статую красит вид, а человека - … его»? Дайте лексическую характеристику вставленному слову. (деяния)
Словарный портрет концепта «Действие» Приведите антоним к слову «действие» - (бездействие). Распределите следующие фразеологизмы на два столбика, подчеркнув фразеологизмы со знаком минус:
Контекстуально-метафорический портрет концепта «Честолюбие» Прочитайте фрагменты текстов. Подчеркните в каждом высказывании его содержательную доминанту. 1. Вы честолюбивы, - заметил я, - вы хотите прожить не даром, след за собой оставить (И. С. Тургенев).2. (Прокурор) был очень честолюбив и твердо решил сделать карьеру и потому считал необходимым добиваться обвинения по всем делам, по которым он будет обвинять (Л. Н. Толстой)3. Честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает (М. Ю. Лермонтов).
Контекстуально-метафорический портрет концепта «Честолюбие» Заполните таблицу.
Словесный портрет концепта «Зависть» Прочитайте отрывок из трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Как определяет герой чувство, которое владеет им? К какому аллегорическому образу прибегает? Как это чувство изменяет самого человека? Кто скажет, что Сальери гордый былКогда-нибудь завистником презренным,Змеей, растоптанною, вживеПесок и пыль грызущего бессильно?Никто! …А ныне – сам скажу – я нынеЗавистник. Я завидую; глубоко,Мучительно завидую.
Варианты творческих работ I вар. Размышление-рассуждение «Возможно ли жить по теории разумного эгоизма?»Эссе-исповедь «Мое эго».Метафорический или аллегорический портрет концептаЭгоизм – это…Альтруизм – это…II вар.Составить кластер «Зависть».Написать синквейн на тему зависти.Продолжить текст, дав версию зависти как «стыдливой страсти». «Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться…» Ф. де Ларошфуко
Примеры творческих работ Зависть,дикая, жгучая,разрушает, убивает, отравляетядом души и сердца, сеетЗло. Зависть,благая, созидательная,заставляет соперничать, бороться,побуждает к деятельности, цель которой – Самосовершенствование.
Примеры творческих работ Зависть,мучительная, черная,сжигает, губит, развращает.Не правда ли, что это – Грех?
Кластер
Презентация результатов учебного проекта Читательская конференция «Человек действующий в русской литературе».Защита аллегорических портретов концептов.Составление и оформление сборников синквейнов.Составление и защита кластеров.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе Морфемный анализ.Работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами.Определение и осмысление средств художественной выразительности.Выделение содержательной доминанты высказывания.Выделение и осмысление элементов композиции и элементов сюжета.Определение типа и стиля речи.Создание связных текстов различных жанров.