Народные промыслы России ХVIII века
Художественные промыслы Дымка Хохлома Гжель Жостово Городец
Дымка
Дымка В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они-свистульки, празднично расписанные по белой глине кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы, разноцветными полосами и линиями. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зелёный, жёлто-оранжевый цвета.
Хохлома
Хохлома Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому. В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богаство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.
Гжель Белоснежные фарфоро- вые чайники, подсвеч- ники,часы,фигурки лю- дей и животных,укра- шенные синей рос- писью,-называют «гжель»,по имени небольшой подмосков- ной деревни Гжель.
Жостово
Жостово Жостово - деревня Мытищинского района Московской области, известная художественным народным промыслом - изготовлением расписных подносов из жести. Как рисуются подносы? Кладется три слоя краски, сушится долго, а процесс изготовления длится от двух недель до трех месяцев. В зависимости от размера, от того на заказ ли он, или нет. Рисуют художники масляными красками, используют больше всего белила. Каждый поднос красивый, своеобразный, уникальный. Нет ни одного похожего подноса.
Городец
Городец Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Городец Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот образы, создаваемые при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец.
Полхов Майдан
Полхов – Майдан Полховская матрешка отличается от своих сестер. Роспись строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Яркость цвета достигается при помощи лакировки.
Семёново
Семёново Семенов — крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли «ложкарной столицей» России. Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек. В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями — оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Семёновская игрушка отличается от матрешки сергиевопосадской большим букетом цветов.
Филимоново
Филимоново По местному преданию, основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон (отсюда и Филимоново). Из филимоновской глины делали разную посуду и игрушки, да не всякие, а только свистульки для праздников: зверюшек, птиц, коней, барышень, солдат. У барышень в руках букеты цветов или кувшины, а в них спрятаны свистки. А солдаты держат под мышками гусей, в которые тоже можно свистеть.
Сергиев Посад
Сергиев Посад Посадские мастера делали игрушку из дерева, папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол. Сергиев Посад называют "игрушечной столицей России", так как почти 300 лет в городе и окрестностях развивается крупнейший в нашей стране промысел игрушки.
Палех
Палех Старинное русское село Палех расположено в центре России. Палехскую лаковую миниатюру знают и ценят во всем мире. По всему свету разошлись и продолжают расходиться сегодня, прекрасные в своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Сегодня они демонстрируются в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций.