Налоговое законодательство
Налоговое законодательство - наиболее динамичная подотрасль финансового законодательства. Нормы налогового законодательства регулируют те финансовые отношения, которые складываются в процессе аккумуляции денежных средств публичными субъектами в виде налогов и в процессе осуществления контроля за сбором налогов. налоговые нормы носят императивный характер, т.е. выражены в категорической форме, не допускающей изменения условий, порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций.
Налоговые нормы Налоговые нормы различны по своему юридическому содержанию и подразделяются по способу воздействия на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие. 1. Обязывающие нормы налогового законодательства требуют от участников налоговых отношений совершить определенные действия, закрепляют их обязанности в сфере налоговых отношений. 2. Запрещающие нормы налогового законодательства содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников налоговых отношений воздержаться от них. 3. Уполномочивающие налоговые нормы устанавливают права участников налоговых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.
Принципы налогообложения: 1) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; 2) законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения; 3) при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости; 4) налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками; 5) не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала; 6) допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара;
7) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; 8) недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; 9) не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. 10) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов; 11) акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить; 12) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В НК отсутствуют базовые положения, необходимые при регулировании любых властных отношений, в том числе и в налоговой сфере: – нет упоминания о Конституции РФ, т.е. о том, что к налоговым «властным» отношениям применяются конституционные принципы и нормы; –не определяется участие (функции) в налоговых властных отношениях ни одного государственного органа, включая Правительство РФ,; – нет системы общих принципов налогообложения.
При разработке концептуальных основ налогового законодательства необходимо иметь в виду следующее: Первое – акцентировать внимание на многовариантности, разнонаправленности, разноуровневости концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства. Второе – необходимо поддерживать позитивные тенденции повышения роли не только фискальных, но и регулирующих функций налогообложения в государственном управлении экономикой и финансами. Третье – требуется согласование правовых налоговых норм, принципов, установлений и предписаний с экономическими реалиями в различных сферах предпринимательской деятельности
В последнее время наметился курс на разработку комплекса мер по защите налогоплательщика. Важная причина этого заключается в том, что существующие в России ставки налогообложения на доходы от российских инвестиций за рубежом отвращают российских налогоплательщиков от ввоза в Россию указанных доходов
Необходимо осуществить конкретные правовые меры: – принять законодательный акт в сфере обращения взыскания на федеральную и муниципальную собственность по различным видам налогов и обязательных платежей; – исходя из задач поддержки российского предпринимательства регламентировать правовыми нормами; – нормативно скоординировать деятельность по осуществлению порядка наложения взыскания государственными налоговыми и другими органами на имущество налогоплательщика и урегулировать в налогово-бюджетных законах финансирование национальных промышленных приоритетов; – развивать правовую базу налогово-бюджетного регулирования.