Народная этимология Автор:Ерина С.В.,учитель русского языка и литературыМОУ «Лицей №3»г.СароваНижегородской области.
Стихийный процесс осмысления слов в языке называется народной этимологией. В живом разговорном языке слова иногда претерпевают удивительные превращения.Непонятные слова люди стремятся осмыслить, иностранные слова сблизить с русским корнем.
Подумайте! Тут гуляютПочему бульвар превращается в гульвар?Тут не лежат, как в клинике, а только приходят лечиться.А поликлиника в полуклинику?
К.И.Чуковский обнаружил, что дети всегда переосмысливают непонятные слова, «переменяя в услышанном слове один только звук, они заставляют это слово подчиниться их логике, их ощущению вещей».Постарайтесь объяснитьдетскую логику при образовании слов.
В художественном произведении народная этимология служит выразительным средством языка. Вспомните «Левшу» Н.С.Лескова:какие выразительные слова мы там встретим!
Мелкоскоп
Двухсестная карета
Нимфозория
Свистовые
Аболон полведерский
Верояции
Буреметр
Непромокабли
Керамиды
Досадная укушетка
КлеветонПублицейские ведомости
Студинг
Непонятные иностранные слова становятся как бы русскими: в них что-то слегка меняется, поэтому они осмысливаются по-новому.Слово подчиняется пониманию вещей, которое свойственно рассказчику, и благодаря этому создаётся образ рассказчика.Он человек мудрый, владеет словом, имеет свой взгляд на вещи.Он такой же искусник, как Левша, только в сфере словесности.Это свидетельствует о высочайшем мастерстве писателя, нашедшего единственно необходимый стиль для воплощения своей мысли.
Игра слов Выразительное средство языка, основанное на этимологизации.Обращение к внутренней форме слова, выявление его образного значения путём осмысления морфем – яркое выразительное средство языка,которое называется этимологизацией
Нередко в словесности используется в качестве выразительного средства игра слов, основанная на этимологизации.Существительные склоняются под властью законов языка, подчиняются им и меняют свои окончания.Мы увидели это потому, что выявили внутреннюю форму слова.Например, в привычном термине склонение существительных мы не замечаем прямого значения корня –клон-, а его можно выявить, и тогда слово будет понято по-новому.Как?
Приём игры слов, основанной на этимологизации, использовал знаменитый русский сатирик 18 векаД.И.Фонвизин, создав«Всеобщую придворную грамматику».Это грамматика не простая, а придворная, в ней раскрываются законы придворной жизни.
Прочитайте несколько отрывков из «Всеобщей придворной грамматики» Д.И.Фонвизина.Как внутренняя форма слов помогаетпонять глубинный смысл высказывания?Вопрос. Какие люди обыкновенно составляют двор?Ответ. Гласные и безгласные.
Вопрос. Что разумеешь ты чрез гласных? Ответ. Чрез гласных разумею тех сильных вельмож, кои по большей части самым простым звуком, чрез одно отверстие рта, Производят уже в безгласных то действие, какое им угодно. Например: если большой барин, при докладе емуо каком-нибудь деле, нахмурясь скажет: О! - того дела вечно сделать не посмеют, разве как-нибудь перетолкуют ему об оном другим образом, и он, получа о деле другие мысли, скажет тоном, изъявляющим свою ошибку: А! -тогда дело обыкновенно в тот же час и решено. Вопрос. Сколько у двора бывает гласных? Ответ. Обыкновенно мало: три, четыре, редко пять.
Вопрос. Что разумеешь ты чрез придворных безгласных? Ответ. Они у двора точно то, что в азбуке буква ъ, то есть, сами собою, без помощи других букв, никакого звука не производят. Вопрос. Что есть число? Ответ. Число у двора значит счет: за сколько подлостей сколько милостей достать можно…
Вопрос. Что есть придворный падеж? Ответ. Придворный падеж есть наклонение сильных к наглости, а бессильных к подлости. Впрочем, большая часть бояр думает, что все находятся перед ними в винительном падеже; снискивают же их расположение и покровительство обыкновенно падежом дательным.
Фонвизин по-своему истолковал термины грамматики, обнаружив прямое значение слов и применив его к социальным явлениям.И это помогло ему сказать о пороках, свойственных не только екатерининскому двору, - недаром сатирик назвал свою грамматику всеобщей, а любой системы, где действует право сильного.
Современный писатель Феликс Кривин в произведении, названном «Карманная школа», тоже обыгрывает грамматические термины посредством этимологизации, ноделает это иначе.
Когда началась кампания за сокращение предложенческого аппарата, он первый выразил готовность работать без Подлежащего. С тех пор Безличный Глагол — единственный главный член предложения, и слово его обязательно для всех: от Прямого Дополнения до последней Точки.В штате у Безличного Глагола два Дополнения. Одно выполняет его прямые указания, другое — косвенные. Но Безличный Глагол управляет всем единолично. Его не интересует коллективная мысль, он к ней совершенно не прислушивается. Второстепенные члены давно уже привыкли к самоуправству Безличного Глагола и даже не пытаются его критиковать. Косвенное Дополнение обычно высказывается по всевозможным отвлеченным вопросам, а Прямое, хоть и находит в себе смелость выражаться со всей прямотой, но как-то всегда получается, что оно больше дополняет главный член предложения, чем возражает ему. Что же касается других второстепенных членов, то Определения во всем согласны с Дополнениями, а Обстоятельства примыкают к Определениям.Не изменяется Безличный Глагол, и ничего с ним не могут поделать. Еще бы! Он важная личность, он без Подлежащего работает!
В безличном предложении нет подлежащего, а сказуемым является безличный глагол, единственный главный член предложения.У него могут быть прямые и косвенные дополнения, определения согласуются с дополнениями, а обстоятельства связаны с определениями способом примыкания.Внешняя и внутренняя формы слов Но предложение у Кривина – общество, члены которого связаны друг с другом определёнными отношениями. Это олицетворение, созданное посредством выявления внутренней формы слов-терминов. Второй план и есть главный в художественном образе.
Сравните игру слов у Фонвизина и Кривина.Фонвизин прикладывает грамматические термины к общественному явлению.Писателя не интересуют грамматические значения терминов. Ему важно то прямое значение, которое скрыто в терминах. И получается яркая картина придворных нравов.Кривин олицетворяет грамматические явления, показывая их собственные свойства, и создаёт образ предложения – иерархической организации, социального явления.Оба писателя остроумны, оба создают художественный образ.Только делают это по-разному.
Создание «говорящих» имён и фамилий, основанное на игре слов, используется в произведениях словесности.Приведите примеры«говорящих» имён и фамилий из произведений, Фонвизина, Грибоедова, Островского, Гоголя«Говорящие» фамилии и имена приковывают наше внимание, заставляют заново осмыслить слово.
Используя «ложную этимологию» - созвучие части слова с другим русским или иноязычным словом, буквальное понимание частей слова, можно создать забавный «Бестолковый словарь». Антилопа – человек, потерявший аппетит.Беспечный – холодный дом.Водород – родник.Второгодник – ребёнок от одного до двух лет.Горшок – очень сильное впечатление от гор.Гуськом – совет в гусином стаде.Двуязычный – лживый.Достойный – ребёнок, ещё не умеющий стоять..Древность – лес.Известняк – знаменитость.Крахмал – небольшая катастрофа.Кровообращение – квартирный обмен.Нагрудник – медаль или орден.Налицо – косметика.Наследство – грязь на полу.Носилки – одежда.
Обобщим сказанное Этимологизация – выявление скрытого в слове образного значения путём осмысления его морфем.Открывая в слове его внутреннюю форму, присущее ему образное начало, писатель изображает картину жизни и помогает нам задуматься над сущностью и взаимосвязями явлений.На этимологизации основана игра слов – средство создания комического эффекта для обнаружения скрытого смысла явлений.
Литература Учебник словесности под редакцией Р.И.Альбетковой.