Муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Иншинская средняя общеобразовательная школа им. Л.Н.Толстого»Раздел «Религиоведение», «Краеведение»Тема: «Милосердия двери открой нам, Благословенная Богородица»Работа Ярошенко Андрея, 3 класс, 9 летРуководитель: Конашенкова Татьяна Александровна, учитель начальных классов
«Милосердия двери открой нам, Благословенная Богородица» (Икона Казанской Божией Матери) Для человека, редко или тем более впервые входящего в храм, взгляд падает на множество икон. Порой не знаешь, к какой из них обратиться с просьбой. Впереди – знакомство с теми, кто на них изображён. Среди всех икон выделяется икона Казанской Божией Матери. Поэтому я решил узнать историю православной святыни.
Значение слова «Икона» «Икона» - слово греческое, обозначает оно изображение. В христианской Церкви так стали называть живописные изображения на деревянной доске или на стене храма Иисуса Христа, Богоматери, Святых, событий из Ветхого и Нового заветов. Икона – окно в Небесный мир, окно в вечность.
Разряды икон БиблейскиеПортретные (святые , запечатленные при жизни)Писанные по преданию , опирающиеся на чей-то духовный опытЯвленные - писанные по видению или сновидению самого иконописца Портрет-икона «Преподобный Серафим Саровский» Библейская икона Портретная икона Матроны Московской
Иконописцами могли быть только святые. Иконники занимали большое место в церковной иерархии. Писалась икона на доске. Неподвижная, твердая поверхность доски строга и обязательна. Она напоминает иконописцу и зрителю об иных твердынях. Первым иконописцем был святой евангелист Лука. На Руси известен преподобный Алипий - иконописец Киево- Печёрского монастыря. В 13 веке историей отмечается искусный иконописец святитель Пётр, митрополит Московский. А мне более знаком святой преподобный иконописец Андрей Рублёв. Я был на его родине, видел множество его работ. Иконописцы
Иконы почитание Велико значение чудотворной Казанской иконы для всех верующих России. В русских православных семьях она пользуется беспримерным почитанием. У моей прабабушки дома в красном углу среди других икон тоже есть «Казанская», которую она почитает больше всех. И меня она научила почитать иконы и благоговейно относиться к ним. Когда мы с прабабушкой входим в храм, я всегда иду к иконе Казанской Божией Матери. Идем первым делом с поклоном, становимся на колени, кланяемся до земли в знак глубочайшего нашего почтения, благоговения, внутреннего трепета; ставим свечу, которая символизирует наше горение. Пламя чисто, мы не чисты; оно - чистота, которая горит перед Богом, которая привела нас на встречу с ним. И мы целуем эту икону.
Многообразие иконы Казанской Божией Матери Списков иконы Казанской божией Матери очень много. Они находятся практически в каждом святом месте.
Одна из первых икон Казанской Божией Матери Время создания: вторая половина XVII века Материал/техника: дерево, паволока, левкас, темпера, металлический оклад Описание: икона Место хранения/создания: Собрание Павла Корина
Описание иконы Казанской Божией Матери Казанская икона по иконографическому типу – одигидрия (путеводительница). Погрудное изображение с Предвечным младенцем на руках. При этом рук Богоматери не видно, а у Христа видна только одна благословляющая правая рука. Над головою Божией Матери стоят первые и последние буквы греческих слов, которые обозначают: Матерь Бога или Божия Матерь. Одежда - это символ. Она - ткань из подвигов святого. Складки свидетельствуют о времени написания иконы. В 8-14 веках - складки частые, мелкие, они говорят о сильных, духовных переживаниях. В 15-16 веках складки рисуют прямые, длинные, редкие. Они передают полноту упорядоченных духовных сил. Вокруг головы Божией Матери на иконах светлый кружок, который называется нимб. Нимб - есть изображение сияния света и славы Божией, которая преображает человека.
Икона Казанской Божией матери на земле Тульской Церковь Казанской Божией матери в г.Туле 1646 г. Местно чтимая, как чудотворная икона в храме, храмовый образ Казанской Божией матери; таковою она чтится не только прихожанами, но и всеми гражданами города Тулы. По преданию, она пожертвована царем Алексеем Михайловичем. Из других икон храма замечательны своею древностию : 1.Резная икона Казанской Божией Матери на серебряной доске, «мерою длины пять вершковъ, поперекъ полпята вершка». 2. Образ Казанской Божией Матери, шитый золотом и серебром по красному атласу, а подпись и звезда низаны жемчугом. Предание называет его вкладом царицы Натальи Кирилловны. 3. Образ Казанской Божией Матери, пожертвованный в 1698 году Маркеллом , митрополитом казанским.
Икона Казанской Божией матери на земле Тульской В храме находилась почитаемая верующими реликвия – икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в Всехсвятский кафедральный собор.
Икона Казанской Божией матери в Тульском Всехсвятском Кафедральном соборе(на 1-ом и 2-ом этажах) Интересно, как вообще появилась икона Казанской Божией Матери?
История возникновения иконы Казанской Божией Матери Иконы часто получали названия от имен городов, в которых являлись в мир каким-либо чудесным образом. История обретения Богородичной иконы, получившей название «Казанская», восходит к 1579 году. В Казани был сильнейший пожар. Чудесным образом Богоматерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела сообщить епископу Иеремии, что бы они достали из земли её образ. После долгих трудов именно девочка Матрона нашла не поврежденный огнём образ Богородицы. Икону перенесли в церковь святителя Николая Тульского. Казанская икона стала всероссийской святыней и многочисленные списки распространялись по всей России.
Путешествие иконы Казанской Божией Матери В 1904 году ограбили Казанский храм. Грабители были найдены, но икона исчезла бесследно. Существует несколько мнений о судьбе Казанской иконы Божией Матери. Одни полагают, что подлинная икона хранилась в Москве, а при перенесении столицы в Петербург икона была переправлена в Петербургский Успенский собор.
Путешествие иконы Казанской Божией Матери Другое мнение: подлинная икона была послана из Казани князю Пожарскому в 1612 году. В 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского и царской казны на Красной площади столицы начали возводить собор, специально предназначенный для Казанской иконы Божией Матери. В день освящения князь Пожарский, много лет хранивший икону, вышел из своего дома с образом Богоматери на руках и принёс её в собор, названным Казанским. С этого дня икона стала причитаться защитницей столицы и охранительницей рода Романовых. Однако в соборе в это время находилась уже не подлинная Казанская икона, а список с неё. По вере народа , ставший так же чудотворным.
Казанская икона Божией Матери и Отечественная война 1812-1814 гг. Казанской иконой Божией Матери благословляли Михаила Кутузова на Бородинское сражение. Казанская икона вместе с русской армией ходила в Европу и вернулась в Москву.
Икона Казанской Божией Матери творит чудеса Чудес, которые совершаются от иконы Казанской Божией Матери очень-очень много. Меня удивили следующие чудеса, о которых рассказала прабабушка. Исцеление от Казанской иконы Богоматери в Симоновом монастыре. В 1832 году купеческая дочь из Тамбова Наталья Бенедиктова Жмаева, ходила по разным святым местам, но простудилась так, что у ней открылись на руках и ногах раны, а по временам были с нею сильные обмороки. В Симонове монастыре он нашла Казанскую икону Богоматери, перед которою исцелела. Через 12 лет, в 1844 году от этой же иконы получил исцеление девятилетний мальчик, который был одержим неизлечимой падучею болезнию. Он был так слаб, что ни одной минуты не мог стоять не падая. Побыв в Симоновом монастыре, мальчик стал совершенно здоровым и бегающим. На вопрос: какими лекарствами тебя лечат, он отвечал: "ничем, кроме того, что хожу каждый день к вечернему, утреннему Богослужению и литургии и молюсь особенно перед образом Казанской Богородицы и из лампады, горящей перед нею, нянька берет масло, которым всего меня мажет на ночь, и от того - самое целебное врачевание моей. Однажды в деревне был большой пожар. Дома горели один за другим. Одна верующая старушка вышла с иконой в руках, когда огонь подбирался к её дому. Вдруг сильный ветер повернул в другую сторону. С Казанской иконой Божией Матери связаны многие судьбоносные события в истории России – от освобождения Москвы от поляков в 1612 году до защиты города на Неве в годы Великой Отечественной войны.
Дни празднования в честь иконы Казанской Божией Матери, явившей русскому народу множество чудес и исцелений: 8/21 июля и 22/4 ноября Празднование Казанской иконы Божией Матери проходит в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году и совпадает с новым государственным праздником - Днем единения, согласия и примирения.
Святые источники в честь иконы Казанской Божией Матери на земле Тульской. В 16 км от города Ефремова есть маленькая деревушка Туртень с красивым храмом на окраине. За церковью находится святой источник с купальней, которому покровительствует Казанская Божья Матерь. К святому источнику в деревне Туртень едут паломники не только из Тульской но и из Орловской, Рязанской, Липецкой областей.
Недалеко от церкви Живоначальной Троицы в с. Бехово, построенной по проекту художника Василия Поленова, находится источник Казанской Божией Матери - здесь трижды было явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Предание так повествует об этих событиях: «Ранним солнечным утром богомольные крестьяне шли на службу, как вдруг в старый дуб у дороги ударила молния, прогремел гром – и над верхними ветвями дерева образовалось свечение. Один из крестьян залез на дуб и обнаружил там Казанскую икону. Богомольцы отнесли ее в храм и отдали священнику.»
В любых бедах, трудностях, испытаниях, в унынии и полном отчаянии мы обращаемся с последней надеждой к Богородице, нашей заступнице, утешительнице, помощнице. В каждом храме, в каждой православной семье можно увидеть образ Казанской Божией Матери , которой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии , об исцелении глаз. Молитва О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою святую непоколебиму да соблюдет и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же и всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающе величия и милости Твоя, являемыя над нами зде на земли, сподобимся и Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Правовое регулирование охраны и защиты религиозных святынь Для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что защищались святыни. К святыням относятся и иконы, которые представляют собой культурно-историческую ценность. Поэтому они охраняются законом. В Уголовном Кодексе РФ существует статья 164. Она гласит о наказании за хищение предметов, имеющих особую ценность. А вообще храмы запираются на замок на ночь и охраняются сторожами. Днём за святынями следят сами прихожане.
Богородица: Полная энциклопедия жизни и чудес. – Москва, «ЭКСМО», 2009 Бородина, А.В. Основы православной культуры. – Москва, «ПОКРОВ», 2003Давыдова, Н.В. Православный букварь. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008Журнал «Свечечка», №8, 2007Журнал «Русский Дом», №12, 2003; №8, 2008Журнал «Лампадия», №12, 2009; №2, 2010; № 11, 2010Журнал «Православный глаголъ» №2, №6, №8, 2010Журнал «Бог и мы», №3, 2008 Ионина, Н.А. Православные святыни. – Минск, «РООССА», 2010Миленина, Л.Я. Чудотворные и исцеляющие молитвы и иконы. – Харьков, «КЛУБ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА», 2008Основы православной культуры. Тула. Тульский край. - 2009Первые шаги в православном храме. – Москва, «ЭКСМО», 2009Православные чудеса последнего времени. – Санкт-Петербург, 2004Приходы и церкви Тульской епархии. – Тула, 2010