Тема урока « Кожно- мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.» Сопина Алла Николаевна – учитель биологии и химии МОУ «Ивано – Лисичанская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области
Цели урока: -создать содержательные условия усвоения учащимися изучаемого материала о механизме работы кожно-мышечного, обонятельного и вкусового анализаторов;- продолжить развитие навыков поиска необходимой информации;- воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: Таблицы, средства ТСО, аудио- и видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон, оборудование для практической работы: соль, сахар. Горчица, лимонная кислота, мыло.
Проблема: « Американка Е. Киллер в детстве потеряла зрение и слух. Ее обучали, выписывая название слов на ладони. Она научилась говорить и понимать речь, держа свои пальцы на гортани и губах собеседника, воспринимать музыку кожным осязанием плеч и спины. Изучила 4 языка. Стала автором книг». Посмотрите на сюжет видеофильма и подумайте, какие органы чувств помогают слепым и глухим людям ориентироваться во внешнем мире?
Самостоятельная работа(Работа в группах по заданиям) Кожная чувствительность, обоняние и вкус. Используя учебник на стр. 89 и выданное оборудование определите, где располагается больше рецепторов, воспринимающих горький и соленый вкус?Для этого смочите обернутую ватой спичку в растворе горчицы и поочередно нанесите капли растворов на середину,Корень, кончик и боковые части языка. А затем в растворе соли.Запишите результаты ваших наблюдений.Используя учебник на стр. 89 и выданное оборудование определите, где располагается больше рецепторов, воспринимающих кислый и сладкий вкус?Для этого смочите обернутую ватой спичку в растворе лимонной кислоты и поочередно нанесите капли растворов на середину, корень, кончик и боковые части языка, а затем в растворе сахара.Запишите результаты ваших наблюдений.
Физкультминутка
Сообщение учащегося « Ощущение боли»
Закрепление Разгадывание кроссворда ( в группах).1. Нервная клетка.2. Растворитель веществ в ротовой полости.3. вкусовая зона языка.4. орган чувств.5. Нервное окончание.6. Нервный механизм, воспринимающий различные раздражения.
Задание на дом 1. Изучить материал учебника ( стр. 86-89); ответить на вопросы рубрики « Проверь свои знания».2. Ответьте на вопросы рубрики « Подумайте» ( стр. 91).3. Подготовьте сообщение на тему: « Чувствительность анализаторов, их взаимозаменяемость».4. Составьте викторину по пройденной теме.
Оценка результатов и рефлексия.