Конституционное(государственное)право России
Тема : «Конституционные основы государственного устройства РФ» Понятие и конституционные принципы российского федерализмаОсобенности российского федерализмаОсновные направления деятельности по укреплению федерализма в России
Нормативные правовые акты ФКЗ от 17.12.2001 №6-фкз «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»ФЗ от 6.10.1999 № 184-фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
Указ Президента РФ от 13.05 2000 № 849 «Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» Указ Президента РФ от 1.09.2000 №1602 «О Государственном совете РФ»
Государственное устройство - политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношение с центральной властью
Федерация - единое государство, состоящее из государственных (государствоподобных) образований, обладающих определенной политической самостоятельностью.
элементы государственности субъектов органы государственной власти законодательствогосударственный языкгражданствотерриториягосударственная символика
Принципы федерализма 1.Государственная целостность – гарантируется тем, что государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не ее субъектам.Гос. суверенитет характеризуется:ВерховенствоНезависимость;Самостоятельность
Принципы обеспечения государственной целостностиверховенство Конституции РФ и федеральных законов;полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства;отсутствие двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти;неприкосновенность территории РФ;суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.
2.Единство системы государственной власти Юридические принципы единства:разделения властей, единство формы правления на федеральном и региональном уровнях;система органов гос. власти устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и федеральным законом
деятельность органов государственной власти федерального и регионального уровня осуществляется в рамках Конституции РФ и федеральных законов;законы субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам;единый государственный язык
3. Равноправие субъектов федерации Равноправие субъектов – равенство их нормативно закрепленных статусов.Равноправие субъектов – равенство прав обязанностей и ответственности во взаимоотношении с федеральными органами государственной власти.
4. Равноправие и самоопределение народов в РФ Формы самоопределения:создание суверенного государства;присоединение к независимому государству;установление другого политического статуса (Декларация ООН «О принципах международного права» от 24.10.1970)
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ
Предмет ведения Российской Федерации – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции Российской Федерации (ст.71);Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов РФ (ст.72);Предмет ведения субъекта РФ – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции субъекта РФ (ст. 73)
Особенности федерализма в России Особая форма федерализма – конституционно-договорнаяАсимметричность субъектов ФедерацииВхождение одного субъекта федерации в состав другого субъекта федерации;Национально-территориальный принцип образования субъектов федерации
Конституционно-договорнаяфедерация ЭтапыI. Договорной (1918-1924)1918г.- Туркестанская, Таврическая,Донская, Кубано-Черноморская, Терская республики. 1919 г.- Башкирская и Крымская АР1920 г.- . Киргизская АССР
II. Конституционный (1924-1991)по Конституции РСФСР 1937 года в составе федерации насчитывалось 17 АССР по Конституции 1978 года – 16 АССР Были ликвидированы: Крымская АР;АР немцев ПоволжьяОбразована новая Тувинская автономная республика.
III. Конституционно- договорной (1990-2000) С 1990 г. – парад суверенитетов; 31 марта 1992 г. заключение Федеративного договора;12 декабря 1993 г. принятие новой Конституции;1994 г. заключение Договоров о разграничении предметов ведения в Татарстаном, Башкортостаном и др.
IV. Конституционный Отказ от договорной практики разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ
Особенности российского федерализма Асимметричность субъектов федерации
Различия в конституционно-правовом статусе субъектов РФ Республики(государства) Конституцией РФ и конституцией республикиДругие субъекты(государственность не определена)Статус определяетсяКонституцией РФ иУставом субъекта
Основной закон субъекта принимается Не определено Законодательным(представительным)органом субъектаГосударственный язык субъектаустанавливаетсяНе определено
Гражданство субъекта Может быть установленоНе устанавливаетсяОбеспечение соответствияКонституции РФ Конституций и законов республик Уставов, законов и иных нормативныхправовых актов субъектов
Основные направления деятельности по укреплению федерализма 1. Укрепление вертикалигосударственной власти. Созданиефедеральных округов Указ Президента РФ от 13.05 2000 №849 «Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»
2. Возможность федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов РФ ФЗ от 6.10.1999 № 184-фз «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»3. Назначение высшего должностного лица субъекта.
4. Создание Государственного Совета РФ Указ Президента РФ от 1.09.2000 №1602 «О Государственном Совете РФ»
5. Укрупнение субъектов федерации ФКЗ от 17.12.2001 №6-фкз «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»
Новые субъекты РФ Пермская область + Коми-Пермяцкий автономный округ = Пермский край (с 01.12.2005).Таймырский АО + Эвенкийский АО = Красноярский край (с 01.01.2007).Камчатская область + Корякский АО = Камчатский край (с 01. 07. 2007)Иркутская область + Усть-Ордынский Бурятский АО = Иркутская область (с 01.01.2008)Читинская область + Агинский Бурятский АО = Забайкальский край (с 01.03.2008)
Субъектный состав РФ (с 1 марта 2008 г.) 21 республика;9 краев;46 областей;4 автономных округа;1 автономная область;2 города федерального значения. Всего – 83 субъекта федерации.