Конфликт - дело тонкое - Можно ли вообще не вступать в конфликты?- Существуют ли люди, не вступающие в конфликты?
Так что же такое — конфликт? Термин Конфликт (от лат. слова — столкновение) — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
2. Конфликтогены — это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликты.Конфликтоген + Конфликтная ситуация + Инцидент
Какими бывают конфликты? По объему конфликты подразделяют на:внутрличностные;межличностные;между личностью и группой;межгрупповые.
- Внутриличностные конфликты возникают в результате того, что производственные требования не согласуются с Личными потребностями или ценностями сотрудника, а также в ответ на рабочую недогрузку или перегрузку, противоречивые требования.
- Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Это, пожалуй, самый распространенный тип конфликта.
- Конфликт между личностью и группой проявляется как противоречие между ожиданиями или требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда.
- Межгрупповые конфликты — конфликты внутри формальных групп коллектива (например, администрации и профсоюза), внутри неформальных групп, а также между формальными и неформальными группами.
Конкуренция. Данный тип поведения присущ людям с активной жизненной позицией и тем, кто предпочитает идти собственным путем.«Чтобы выиграл я, ты должен проиграть».Человек стремится удовлетворить свои интересы в ущерб интересам другого человека.Применяют в следующих случаях:-исход очень важен для человека,-если человек обладает авторитетом,-когда нет выбора и нечего терять
Избегание или уклонения. Многие стараются избежать конфликта.«Никто не выигрывает, поэтому я ухожу от него».Люди используют данный стиль поведения в следующих случаях:-не хотят проиграть,-боятся,-нет времени и т. д.
Приспособление. Человек в меньшей степени отстаивает свои интересы. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».Используют тогда, когда нет достаточной власти. Но не рекомендуется использовать тогда, когда человек обижен.
Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». Самый эффективный стиль поведения в конфликте.
Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-либо выиграл, каждый должен что-то проиграть». Недостатком данного стиля поведения является то, что проблемы решаются поверхностно. Используется тогда, когда:-оба партнера обладают достаточной властью, но взаимоисключающими интересами,-когда устраивает временное решение,-какие-то уступки помогут сохранить отношения
Из-за чего возникают конфликты? Стремление к превосходству (угроза, обвинение, замечание или любая другая отрицательная оценка, насмешка и т.д.)Снисходительное отношение (“Как можно не понимать такие элементарные вещи?“, “Ты же уже не маленький, а ведешь себя как...“)
Хвастовство (“Я разбираюсь в этом лучше, чем ты!“) Категоричность (“А я уверена, что ты не прав!!!“) Навязывание своих советов (“Послушай меня, я старше и лучше разбираюсь в жизни“) Разные точки зрения на одну и ту же проблему “Казнить нельзя помиловать!“ (а где запятая?)
Конструктивное поведение это когда у обеих сторон сохраняется ощущение достоинства и самоуважения.
Если конфликт все же возник. 1. Вступая в диалог, попробуйте использовать метод"Я — ВЫСКАЗЫВАНИЯ" по следующей схеме:а) опишите ситуацию, вызвавшую напряжение, начиная фразу словами:“когда я вижу, что ты...““когда это происходит...““когда я сталкиваюсь с тем, что...“; б) точно назовите свои чувства, возникающие в этой ситуации:“Я не знаю, как реагировать...““Я чувствую... (раздражение, боль, обиду и т.д.); в) назовите причину, по которой это происходит:“Потому что...“, “В связи с тем, что...“
Старайтесь не употреблять слов и не производить действий, которые могут привести к возникновению конфликта. Старайтесь не следовать правилу “око за око, зуб за зуб“, например, на слово “Дурак!“ не отвечайте “Сам дурак!“ и, если вам кажется, что вас обидели — не старайтесь в ответ обидеть еще сильнее.
Соблюдайте такую дистанцию, чтобы и вы, и ваш оппонент чувствовали себя спокойно. Следите за своими интонациями, жестами и выражением лица.Не отворачивайтесь от собеседника, не показывайте всем своим видом, что вам безразлична его точка зрения. Постарайтесь не кричать, а говорить спокойным тоном и т.д.
3. Во время разговора используйте навыки активного слушания, в частностиполностью сфокусируйте свое внимание на говорящем и старайтесь не отвлекаться; иногда повторяйте своими словами то, что говорит собеседник, пытаясь как можно точнее передать смысл сказанного (“Правильно ли я понял, что...“); не давайте советов и не критикуйте; не притворяйтесь, что вы поняли, если этого не произошло — лучше уточните, переспросите еще раз; не перескакивайте с одной темы на другую; постарайтесь создать атмосферу сочувствия — другими словами, встаньте на место вашего оппонента и посмотрите на ситуацию его глазами;
И последнее — самое главное: Никогда не ведите себя с другими так, как бы вам не хотелось бы, чтобы они вели себя с вами!!!Поэтому, заявляя о своих правах, помните: они есть и у всех окружающих вас людей, и если вы научитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши, будьте уверены, конфликтов в вашей жизни станет гораздо меньше. Чего я вам от души и желаю!!!