Компетентностный подход и современные информационные технологии в преподавании истории и обществознания Из опыта работы
Что такое компетентностный подход? Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.
Компетенции/компетентности:Компетентности - способы деятельности, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта. Компетентность - это способность и готовность человека овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике. Компетентность - освоенные способы деятельности.
Конфуций писал:Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.
Чтобы быть компетентным, ученику желательно: • уметь извлекать пользу из опыта; • организовывать свои собственные приемы изучения; • уметь решать проблемы; • самостоятельно заниматься своим обучением.
Чтобы быть компетентным, ученику желательно: Искать: • запрашивать различные базы данных; • опрашивать окружение; • консультироваться у эксперта; • получать информацию; • уметь работать с документами и классифицировать их.
Чтобы быть компетентным, ученику желательно: Сотрудничать: • уметь сотрудничать и работать в группе; • включаться в проект, т. е. совместную деятельность
Условия в которых формируются компетенции — практическая направленность обучения, — ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, — изменение методики преподавания, введение современных образовательных технологий.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) Хранение разнообразной информации Печатание текстов, создание таблиц, диаграмм Работа с информацией на дисках, флешках Создание и демонстрация презентаций Интернет: информационные, образовательные сайты, энциклопедии
Дидактические функции ИКТ активизируют и стимулируют интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям; активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности; позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни; предоставляют ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки рефератов, сообщений и презентаций по любому вопросу.
Использование ИКТ в преподавании истории и обществознания
1.Электронные учебники и пособия
2.От пиктограммы к презентацииПиктограмма (Pictus (лат.) – нарисованный, а «грамма» – графическое изображение 1.Пиктографический проект 2. Учебный проект 3.Социаль ый проект Презентация, как электронный проект Пиктограмма – это та же графическая схема лекции, или опорный конспект, только созданный детьми
ПрезентацииИнформационно-иллюстративная, как материал к лекции учителя Как проект учащихся по вопросу, проблеме, теме Как дидактический материал(тесты, таблицы, иллюстративные ряды, схемы) Презентация документа и работа с ним в том числе работа с картой
а)Информационно-иллюстративная презентацияПрезентация – способ представления информации; демонстрационные материалы для публичного выступления.
Иерархия партии(слайды презентации Политическая система сталинизма) Генсек Политбюро ЦК партии Крайкомы, обкомы, райкомы, горкомы Первичные организации и рядовые коммунисты
Культ личности Сталина. Причины Организаторские способности Выдвижение на ключевые посты в центре и на местах своих соратников Контроль со стороны партии органов госбезопасности Тактика разобщения и соперничества в отношении свои оппонентов Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.
б)Презентация как дидактический материал Слайды презентаци «Что бы это значило?»и «Глобализация»
Заполнить таблицу «Методы протекционистской политики государства»
Структура личности по Фрейду Супер-Эго(сверх-я)=сверхсознание (Ценности, нравственность, духовность, самоконтроль) Эго(я) = сознание (Разум,рассудок, принцип реальности, внешний контроль) (Инстинкты, принцип удовольствия , нет контроля) Ид («оно»)-подсознание=бессознательное
Ценностные ориентиры молодежи
в) Карты и документы на презентациях Раздел территории Польши по пакту Молотова-Риббентропа
Л.Н.Гумилев « От Руси до России» «…В своё время прошлое тоже было современностью. Значит, видимое постоянство современности – обман, и сама она ничем не отличается от истории. Всё хвалёное настоящее-лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху Пунических войн. И как ни пародоксально, именно современность мнима, а история-реальна.» «Итак, история-это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности.» (.) Гумилёва-человеческая история-это история народов. Параметры истории:1)пространство;2)время. Гумилёв добавляет - «…в истории есть ещё один параметр-человечество следует рассматривать как антропосферу-одну из оболочек Земли связанную с бытием вида Homo sapiens. Человечество-мозаично, т.е. состоит из разных народов (этносов), следовательно, присутствие в биосфере Земли этих определённых целостностей-составляет 3) параметр истории;4)ПАССИОНАРНОСТЬ-это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовём таких людей ПАССИОНАРИЯМИ. (Мутация-внезапное изменение генофонда живых существ, наступающее под действием внешних условий в определённом месте и в определённое время.) Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это (совершают походы, завоёвывают окружающие народы, борятся против захватчиков…) Пассионарии выступают и как исполнители и как организаторы.
Использование ИКТ с целью распространения педагогического опытаСсылки, которые могут быть полезны: http://www.zavuch.info/ http://www.proshkolu.ru http://www.ucheba.ru/ http://my.1september.ru/ www.openclass.ru/