КЛАССИФИКАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ Сарапулов В.А., лаборатория управления развитием образования комитета образования г. Читы, кпн, доцент
КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ Компетенция – способность сотрудника воспроизводить определенный тип поведения для достижения целей организации.Компетентность – качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением. Компетентность – способность и готовность действовать. Компетенция – потенциальная, а не реальная компетентность.Общие компетенции – компетенции, необходимые для социально-продуктивной деятельности любого современного человека. Базовые компетенции – компетенции в определенной профессиональной области.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Профессиональные компетенции – это совокупность профессиональных и смежных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы в какой-либо области. При этом важно, чтобы работник умел успешно пользоваться ими в различных ситуациях, позициях, в одиночку или в группе. Ключевые компетенции не зависят от сферы деятельности человека и являются универсальными. Ключевые компетенции – наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
БАЗИСНЫЕ (КЛЮЧЕВЫЕ) КОМПЕТЕНТНОСТИ СОСТАВ: ориентированность на изменения;освоение и использование новых знаний и навыков;постоянное рационализаторство;эффективное взаимодействие и сотрудничество;ориентированность на потребности клиентов;нацеленность на результат.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ (ИЛИ КЛАССЫ) КОМПЕТЕНЦИЙ К первой группе относятся способность и умение самостоятельно определять и достигать свою значимую цель. Осуществление деятельности в автономном режиме, самостоятельно (в том числе, действие в неопределённых ситуациях и решение проблем),Ко второй — способность и умение эффективно работать в интересах общей цели. осуществление деятельности в группе, команде,К третьей — способность и умение координировать деятельность других людей для достижения цели, т.е. осуществление управленческой деятельности, управлять (руководить).К четвёртой — способность и умение обустроить свою личную жизнь в данном социальном окружении; обустройство своей личной жизни.
ВИДЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ПО ДЖ. РАВЕННУ) - начало Тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели (Действительно ли человек заинтересован в поставленной цели и эмоционально вовлечён в процесс её достижения?).Тенденция контролировать свою деятельность (Есть ли у человека привычка следить за своим продвижением к цели?).Готовность и способность обучаться самостоятельно.Поиск и использование обратной связи (использование своих ошибок в качестве материала для анализа, доверие к своим собственным наблюдениям и интуитивным идеям, а не «авторитетам», доведение их до полного осознания и реализации).Уверенность в себе (Уверены ли люди в том, что они способны справиться с возникающими трудностями? Чувствуют ли они, что могут отыскивать новую информацию, осваивать новые технологии, преодолевать трудности, находить пути заполнения пробелов в своих знаниях, отыскивать способы разрешения новых для себя проблем и принимать эффективные решения на основе самостоятельного осмысления положения вещей?).
ВИДЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ПО ДЖ. РАВЕННУ) – продолжение Самоконтроль (Способность человека удерживаться от первичного побуждения сказать или сделать что-либо.);Адаптивность: отсутствие чувства беспомощности (Чувствуют ли люди, что способны справиться с новыми задачами или справиться со старыми задачами, но в новой для себя ситуации?).Склонность к размышлению о будущем: привычка к абстрагированию (Размышляют ли люди о том, к чему приведёт реализация различных стратегий поведения, чтобы иметь возможность внести в неё коррективы?).Внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей.Самостоятельность мышления, оригинальность.Критическое мышление (Ставят ли люди под сомнение высказывания и советы авторитетов и делают выводы на основе собственного анализа?).Готовность решать сложные вопросы.Готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство.Исследование окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов (как материальных, так и человеческих).Готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск.Отсутствие фатализма (Отсутствие убеждения, что неправильно или даже невозможно идти наперекор судьбе).
ВИДЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ПО ДЖ. РАВЕННУ) – продолжение Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели.Установка на взаимный выигрыш и широта перспективы.Настойчивость.Использование ресурсов.Доверие.Отношение к правилам как указателям желательных способов поведения (Желание понять цели, лежащие в основе правил и инструкций, и действовать в соответствии с ними позволяет выяснить, почему созданы эти правила, и приводит впоследствии к идентификации с правилами и, таким образом, к ответственности и свободе действий.).Способность принимать правильные решения.Персональная ответственность.
ВИДЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ПО ДЖ. РАВЕННУ) – окончание Способность к совместной работе ради достижения цели.Способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели.Способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят.Стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников.Готовность разрешать людям принимать самостоятельные решения.Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия.Способность эффективно работать в качестве подчинённого.Терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих.Готовность заниматься организационным и общественным планированием (Склонен ли человек к активным действиям, направленным на то, чтобы линия развития общества совпадала с его желаниями? Понимает ли он, что должен воздействовать на общество, если хочет жить так, как считает нужным?).
Основные мировые классификации компетентностей КЛЮЧЕВЫЕ (ОБЩИЕ) КОМПЕТЕНЦИИ (деятельностный подход) БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (центр образования и труда США) БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ(комитет по образованию Совета Европы) АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВНЫХ «ЖИЗНЕННЫХ РОЛЕЙ» КЛАССИФИКАЦИЯ Дж. Равенна ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «НАСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР» «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 2000» (Оксфордский и Кембриджский университеты – для школ, колледжей, работодателей и образовательных центров всех типов и для студентов любых возрастов) КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ И ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО ОБЩЕСТВА(европейский проект «Определение и отбор ключевых компетентностей») АВСТРИЙСКАЯ «КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ» (возраст учащихся от 10 до 14 лет) РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА (для сферы техники и технологии) БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (по Д.В. Чернилевскому)
КЛЮЧЕВЫЕ (ОБЩИЕ) КОМПЕТЕНЦИИ (деятельностный подход) 1.Способность и готовность искать:запрашивать различные базы данных, получать информацию и др.2. Способность и готовность изучать:организовать взаимосвязь знаний и систематизировать их;организовать свои собственные приемы обучения и др.3. Способность и готовность думать:критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;занимать позицию в дискуссии;развитая способность иметь собственное мнение и др.4. Способность и готовность включаться в деятельность:входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;нести ответственность и др.5. Способность и готовность сотрудничать:сотрудничать и работать в группе;договариваться на основе разумного компромисса и др.6. Способность и готовность адаптироваться:использовать новые технологии усвоения информации и коммуникации;быть спокойным перед трудностями и др.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (центр образования и труда США) прикладные умения работы с фактическим материалом;свободная работа с разнообразной текстовой информацией в своей области и легкость поисковой работы в современных информационно- коммуникационных технологиях;способность к активному слушанию;умение работать с нормативной и деловой документацией;развитие устной и письменной речи для ее контекстного использования в различных ситуациях делового и межличностного общения, умение строить целесообразную деловую коммуникацию;способность к аналитической деятельности и критичность мышления;владение методами разработки исследовательских методик;владение методами управления и организационными навыками;мотивированность и умение продуктивной деятельности в команде;способность к проявлению ответственной инициативы и к презентации профессиональных достижений;стремление к постоянному обновлению знаний и к обучению, открытость познавательной позиции.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ(комитет по образованию Совета Европы) – (начало) ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ: Уровень образованности, достаточный для решения: познавательных проблем, жизненных проблем, культуротворческих проблем на основе их (то есть ПРОБЛЕМ!) понимания, изучения, умения делать практические шаги в их решении.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (Совет Европы) – продолжение ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ: В предметной деятельности (по областям применения знаний):Умения: письменного и устного общения,выполнения математических действий,владение информационно-компьютерными технологиями.Способности:принимать на себя ответственность,участвовать в совместном принятии решений,урегулировать конфликты ненасильственным путем,уважать друг друга,осуществлять непрерывное образование.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (Совет Европы) – продолжение В НАДПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:1. Познавательные компетенции:извлекать пользу из опыта,организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их,организовать свои собственные приемы изучения,решать проблемы,заниматься самообразованием.2. Мыслительные компетенции:организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий,критически относиться к тому или иному аспекту развития общества,занимать позицию в дискуссии,иметь и проявлять собственное мнение.3. Поисковые компетенции:запрашивать разные базы данных,опрашивать окружающих,работать с документами и классифицировать их.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (Совет Европы) – продолжение 4. Деловые компетенции:включиться в проект,нести ответственность,войти в группу и внести свой вклад,доказать солидарность,пользоваться вычислительными и моделирующими приборами,организовывать свою работу.5. Компетенции сотрудничества:уметь сотрудничать и работать в группе,принимать решения,переживать разногласия и конфликты,уметь договариваться,разрабатывать и выполнять контракты.6. Адаптационные компетенции:показать гибкость перед лицом быстрых изменений,уметь проявить стойкость перед трудностями,умение находить новые решения.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (Совет Европы) – окончание ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ: предполагает самообеспечение уровня развития, который характеризует человека, обладающего: гражданской зрелостью,духовно-нравственной зрелостью, индивидуально-личностной зрелостью.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВНЫХ «ЖИЗНЕННЫХ РОЛЕЙ» (начало) 1. Реализовавшаяся личность:хорошо развито осознание своих способностей и потребностей;эти знания используются для здоровой, продуктивной и полноценной жизни.Это основано на умениях:анализировать свои сильные и слабые стороны для совершенствования своего поведения и реализации своих будущих планов;верифицировать (определять подлинность) информацию для принятия жизненно важных решений и т. д.2. Личность со стремлением к поддержке других людей:умеет строить свои взаимоотношения с другими людьми;понимает взгляды и потребности других людей;вступает в коммуникацию и сотрудничество с представителями различных общин и наций.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВНЫХ «ЖИЗНЕННЫХ РОЛЕЙ» (продолжение) 3. Жизнь как постоянное учение:стремится и способен к постоянному приобретению новых знаний в изменившейся ситуации;использует эффективные методы приобретения и применения знаний и умений.4. Деятельный участник культурного развития:умеет разбираться и участвует в различных культурных и творческих инициативах;выражает свои чувства и эмоции с помощью различных видов искусства и т. д. 5. Информированный гражданин:хорошо осведомлен о реальных нуждах своей общины;интересуется локальными, национальными и международными проблемами;активно сотрудничает с людьми и группами людей в укреплении политической, экономической и социальной стабильности в стране;участвует в работе общинных служб и поддерживает их и т. п.
АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ОСНОВНЫХ «ЖИЗНЕННЫХ РОЛЕЙ» (окончание) 5. Высококвалифицированный работник:умеет, готов брать на себя ответственность за производство высококачественной продукции и соответствующих сервисных услуг;умет активно сотрудничать с другими людьми в трудовой среде;умеет использовать новую технологию и ресурсы для повышения конкурентоспособности своей фирмы и т. п. 7. Защитник окружающей среды:ответственно подходит к использованию окружающей среды;умеет требовать от других эффективно и ответственно использовать природные богатства;ценит эстетику и разнообразие живой среды;понимает взаимосвязь среды обитания и экономического благополучия и т.п.
КЛАССИФИКАЦИЯ Дж. Равенна способность работать самостоятельно без постоянного руководства;способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;готовность замечать проблемы и искать пути их решения;умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;способность уживаться с другими;способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);умение принимать решения на основе здравых суждений — т. е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «НАСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР» - начало Инструментальные:Способность к анализу и синтезу.Способность к организации и планированию.Базовые общие знания.Базовые знания по профессии.Коммуникативные навыки в родном языке.Элементарные компьютерные навыки.Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).Способность решать проблемы.Способность принимать решения.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «НАСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР» - продолжение Межличностные компетенции:Способность к критике и самокритике.Способность работать в команде.Межличностные навыки.Способность работать в междисциплинарной команде.Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия.Способность работать в международном контексте.Приверженность этическим ценностям.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЕКТ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ «НАСТРОЙКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР» - окончание Системные компетенции:Способность применять знания на практике.Исследовательские способности.Способность к обучению.Способности к адаптации к новым ситуациям.Способность к генерации новых идей (творчеству).Способность к лидерству.Понимание культур и обычаев других стран.Способность работать автономно.Способность к разработке проектов и их управлению.Способность к инициативе и предпринимательству.Ответственность за качество.Воля к успеху
«КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 2000» (Оксфордский и Кембриджский университеты – для школ, колледжей, работодателей и образовательных центров всех типов и для студентов любых возрастов) Коммуникация (эти компетенции могут использоваться при ведении дискуссий, при использовании диаграмм для иллюстрации речи /доклада, чтении материалов и подбора необходимой информации для проекта, заполнении форм заявок и т.п., написании эссе).Операции с числами (касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчётах объёмов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчётов).Информационные технологии (данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчётов).Работа с людьми (касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей).Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению. Постановка целей для более успешного выполнения рабочих заданий, организация личной жизни, успешное изучение теоретического предмета или обучение через выполнение практических заданий, и последующая оценка прогресса и успешности требуют владения данными компетенциями). Разрешение проблем (данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов).
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ И ЭФФЕКТИВНО ФУНКЦИОНИРУЮЩЕГО ОБЩЕСТВА(европейский проект «Определение и отбор ключевых компетентностей») Действовать автономноСпособность защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности, потребности Способность строить и исполнять жизненные планы и проекты Способность действовать внутри широкого контекста Интерактивно использовать инструментыСпособность интерактивно использовать язык, символы и тексты Способность интерактивно использовать знания и информацию Способность интерактивно использовать (новые) технологии Функционировать в социально неоднородных группахСпособность строить взаимоотношения с другими Способность к кооперированию Способность разрешать конфликты
АВСТРИЙСКАЯ «КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ» (возраст учащихся от 10 до 14 лет) Компетенции в определённых сферах деятельности.2. Личностная компетенция: развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. 3. Социальная компетенция:способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение обозначать и разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и т.д. Их назначение – обеспечивать три основные сферы жизнедеятельности человека:трудовую (устройство на работу, обеспечение средств к жизни, самореализация, возможность карьерного роста);личную жизнь (организация быта, состоявшаяся семейная жизнь, организация досуга, личное восприятие мира);участие в общественной жизни (участие в принятии решения на различных уровнях, солидарность, участие в культурной жизни, развитие общественного единения).
РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА (для сферы техники и технологии) – начало 1) социально-личностные:компетенции здоровьесбережения (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура);компетенции ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства);компетенции гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность);компетенции самосовершенствования (сознание необходимости и способность учиться на протяжении всей жизни);компетенции социального взаимодействия (способность использования когнитивных, эмоциональных и волевых особенностей психологии личности; готовность к сотрудничеству; расовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты);компетенции в общении: устном, письменном, межкультурном, иноязычном;2)экономические и организационно-управленческие:способность к оценке затрат и результатов деятельности организации;знание организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности;способность организовывать работу людей ради достижения поставленных целей;знание и готовность к использованию инновационных идей;готовность идти на умеренный риск;
РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА (для сферы техники и технологии) – окончание 3)общенаучные:компетенции познавательной деятельности (привычка к абстрагированию; критическое мышление; исследование окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов; поиск и использование обратной связи; способность к принятию нестандартных решений; разрешение проблемных ситуаций);компетенции интеграции (умение структурировать знания; способность к приращению накопленных знаний);компетенции профессионального развития (способность обучаться самостоятельно; готовность решать сложные вопросы);4) общепрофессиональные: знание и готовность к использованию основных прикладных программных средств; умение пользоваться глобальными информационными ресурсами; владение современными средствами телекоммуникации;умение проводить измерительный эксперимент и оценивать результаты измерений;способность оценить риск и определить меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники и технологий;умение разрабатывать и использовать графическую техническую документацию;умение выбирать материалы для применения в аппаратуре с учётом влияния внешнихфакторов и требований технологичности и стоимости;знание и готовность к использованию методов анализа и синтеза электрических цепей и устройств;способность к обоснованному выбору и проектированию машин и механизмов применительно к избранной области профессиональной деятельности;5) специальные:владение алгоритмами деятельности, связанными с моделированием, проектированием, научными исследованиями.
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (по Д.В. Чернилевскому) (начало) 1. Уровень базовых навыковумение писать,умение читать,умение говорить, умение слушать2. Уровень системной компетентностиумение корректировать и улучшать системы,умение вести мониторинг и коррекцию деятельности,понимание взаимосвязи социальных, органических и технических систем
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (по Д.В. Чернилевскому) (продолжение) 3. Уровень компетентности в распределении ресурсов умение распределять время, умение распределять деньги и материалы, умение распределять пространство, умение распределять людские ресурсы4. Уровень технологической компетентностиумение выбирать оборудование и сырьевые компоненты, умение осуществлять технический уход и диагностику, умение применять технологии для выполнения конкретных задач
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (по Д.В. Чернилевскому) (продолжение) 5. Уровень компетентности в работе с информациейумение приобретать и оценивать знания,умение организовывать и поддерживать файлы,умение интерпретировать и передавать информацию, умение использовать компьютерные системы6. Уровень мыслительных навыковумение творчески мыслить,умение принимать решения,умение предвидеть, умение учиться
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ (по Д.В. Чернилевскому) (окончание) 7. Уровень навыков межличностного общенияумение работать в командах,умение обучать других,умение вести переговоры, умение лидировать.8. Уровень сформированности качеств личностиличная ответственность,самоуправление,коммуникабельность,самоуважение
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (компетентностный подход) Глубина знаний: характеризуется числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися.Действенность знаний: готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях.Системность: такая совокупность знаний в сознании обучающихся, которая соответствует структуре научного знания.Осознанность знаний: понимание связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (компетентностный подход) Уровень 1 – узнавание: обучающийся только отличает данный объект или действия от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками.Уровень 2 – репродуцирование: обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.Уровень 3 – продуктивная деятельность: обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывает объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связывать изучаемый материал с практикой, с жизнью.Уровень 4 – трансформация: обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.