Игровая деятельность
Цель: Что такое игра?Какие функции выполняет игра?Какие черты присуще игровой деятельности?
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения;самореализации в игре как полигоне человеческой практики;игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Авторы: Самойленко Ирина.Терентьева Александра.