ТЕМА 6: ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Вопросы:1. Понятие, структура, функции и основные элементы политической системы общества. 2. Признаки государства, отличающие его от других организаций политической системы.3. Взаимодействие государства с другими элементами политической системы.
В управлении государством принимают участие не только государственные органы, но и граждане, объединения граждан (партии, профсоюзы, церковь и т.д.).Совокупность государственных органов, разнообразных общественных объединений и граждан, участвующих в политическом управлении делами общества, получила название политическая система общества.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – это система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и негосударственных социальных институтов (объединений, организаций людей), реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.
Компонентами политической системы являются: 1) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);2) политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;Политическая структура - совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними.
3) политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны; Политические и правовые нормы - сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур.
4) политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений;Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы осуществления политической власти в обществе.
Политическая деятельность: 1) политическое отчуждение - оно выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической.2) Политическая пассивность - это вид политической деятельности, в рамках которой субъект (как индивид, так и социальная группа) не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности. 3) Критерием активной деятельности служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.
5) Политическое сознание и политическая культура, отражающие идеологические и психологические характеристики системы; Политическое сознание - многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений.Политическая культура - это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отношений.
Функции политической системы: 1) определение целей развития общества; 2) политическая интеграция общества; 3)регулирование режима общественно-политической деятельности; 4) легитимация политического режима; 5) мобилизация ресурсов и др.
Элементы структуры политической системы общества: - Государство; - политические партии, - общественные объединения (профессиональные союзы, союзы предпринимателей, иные объединения – молодежные, женские, спортивные, творческие, ветеранов, инвалидов и т.д., массовые общественные движения, церковь); - органы местного самоуправления; - граждане; - политические лидеры, группы давления, и др.
Государство занимает в политической системе общества центральное место. Это обусловлено сущностью и некоторыми признаками государства как социального института.1) Назначение государства состоит в организации управления в масштабах всего общества. Никакой другой элемент политической системы не имеет такого специального назначения.
2) Для организации управления обществом государство располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т. е. особой публичной властью. 3) Государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находиться целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, займы и т. д.).
4) Самое существенное в характеристике государства как основного элемента политической системы общества: государство обладает суверенитетом (т.е. верховенство власти внутри страны и ее независимость от всех внешних властей). Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная власть.
5) Устанавливает общеобязательные правила поведения – юридические нормы, т.е. осуществляет правотворчество.
I. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Партии активно участвуют в политической жизни общества в самых различных формах. Прежде всего здесь имеется в виду участие в выборах представительных органов государства (выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, участие в работе избирательных комиссий и т. д.).В свою очередь государство при помощи права может регулировать (или вообще не регулировать) процессы образования и функционирования политических партий.
Политическая система РФ характеризуется многопартийностью. В настоящее время в России зарегистрировано несколько десятков общероссийских, межрегиональных и региональных партий, среди которых можно выделить три основных группы: 1) партии либеральной и социально-либеральной ориентации, ставящие своей целью превратить РФ в буржуазное государство по образу современных буржуазных государств;
2) партии национально-патриотической ориентации, стоящие в оппозиции к нынешнему курсу государства и ориентированные на укрепление многонациональной государственности и защиту национальных интересов России;3) партии социалистической и коммунистической ориентации, ставящие своей целью продолжение коммунистического строительства в России.
II. ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ. Общественное объединение - это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.Хотя объединения заметно воздействуют на политику государства, политическая деятельность не является основной их целью (в отличие от политических партий).
В РФ общественные объединения в зависимости от организационно-правовой формы подразделяются на: 1) общественные организации, 2) общественные движения, 3) общественные фонды, 4) общественные учреждения, 5)органы общественной самодеятельности.
Общественной организацией - признается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. - члены О.Орг. должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции, РФ или его территориальных органах; - в одних организациях имеются списки членов, в других могут выдаваться членские билеты; - прием в члены орг. осуществляется на основании письменного или устного заявления физического или юридического лица и оформляется специальным решением компетентного органа общественной организации.
2) Общественным движением - признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. - Состав общ-ного движения является непостоянным и самим движением не контролируется; - О.Д. создаются для решения какой-либо общественно-значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.- В РФ зарегистрированы такие, как Движение «Солдатские матери», Межрегиональное движение рабочих предприятий Всероссийского общества слепых, Движение «Демократическая Россия», Всецерковное православное молодежное движение (братство).
3) Общественный фонд - понимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели. - Основное отличие О.Ф. от общественных организаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. - О.Ф. решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей - и не нуждается в массовом членстве.
4) Общественным учреждением признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенности: 1) учредители предоставляют О.У. свое имущество на правах оперативного управления, т.е. учреждение не может распоряжаться этим имуществом без согласия учредителей; 2) О.У. создается для оказания каких-либо услуг учредителям и иным лицам, но не может заниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями.
5) Под органом общественной самодеятельности понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. - О.О.С. формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей; - создается для решения задач, имеющих местное значение (поэтому не имеет постоянного членства). - Это могут быть родительские комитеты, уличные, дворовые комитеты, органы самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений.
III. ГОСУДАРСТО И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ Профессиональные союзы - массовые общественные организации наемных работников, основанные на общности их интересов в процессе труда и имеющие целью улучшение условий жизни и труда своих членов. В современных условиях роль профсоюзов как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работников предприятий, организаций и учреждений. В РФ действует Всероссийская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ.
IV. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.Современное законодательство довольно подробно регламентирует различные стороны бизнеса, включая активность разнообразных общественных ассоциаций предпринимателей: союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, союзов работодателей, лоббистских организаций.Объединения предпринимателей могут решающим образом влиять на политику государства, их мнения и пожелания учитываются при разработке законов, проектов экономических планов и программ.
V. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ Церковь - религиозная организация, создаваемая для обеспечения регулярных отношений между членами и подразделениями религиозного объединения, для поддержания связи со светскими организациями.
В ТГП обычно немного внимания уделяется характеристике политического значения церкви, ее соотношения с государством.Это не вполне оправдано: ведь с древнейших времен церковь являлась одним из основных субъектов политической системы общества. В традиционных государствах церковь, как правило, являлась опорой существующего режима, оказывая огромное влияние на все сферы жизни общества - политическую, экономическую, культурную.
В зависимости от взаимоотношений с церковью различают государства: светские, 2) клерикальные, 3) теократические, 4) атеистические.1. В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства (РФ, Германии, Франции).
2. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Йемен, Судан, Израиль и др.).
3. Для теократических государств характерны: государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии;- религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;- глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем (Ватикан, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.).
4) В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в том, что они либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма (было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие соц. страны, например Албания).
VI. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Местное самоуправление - организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы и др.) а также через выборные и другие органы местной власти.
VII. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНЕ Граждане могут принимать участие в политическом процессе как опосредованно, так и непосредственно. При опосредованной форме участия политическая деятельность граждан осуществляется через различные элементы политической системы общества: путем выборов или по назначению лицо занимает должность в органах государства – в соответствии со ст.32 Конституции РФ; или же участвует в деятельности политических партий, профсоюзов, других общественных организаций- в соответствии со статьей 30 Конституции РФ.
Основные формы непосредственного участия граждан в политическом процессе: голосование на референдуме, на выборах; участие в собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях, пикетированиях; так называемое «право петиций» - право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).