Формации и цивилизации Автор презентации учитель обществознания МОУ лицея №102 Тракторозаводского района г.Челябинска Носивец Н.Д.
Системный подход к изучению общества Системный подход к изучению общества сложился во второй трети ХIХ в. Его использовали в своих исследованиях О.Конт, К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и другие ученые.
Сущность системного подхода Рассмотрение общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Элементы системы называются подсистемами. Основные подсистемы общества - те сферы, в которых осуществляется совместная деятельность людей, направленная на сохранение и расширенное воспроизводство их жизни.
Основные подсистемы (сферы) общества Экономи-ческая Полити-ческая Духовная Социальная
Экономическая сфера Область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Включает в себя важнейшие компоненты: материальные потребности, экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы (источники производства благ), хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации). Основным элементом являются хозяйствующие субъекты.
Область возникновения и функционирования взаимосвязей людей друг с другом. Состоит из социальных групп (социальных общностей), социальных связей, социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи), социальных норм (правил социального поведения), ценностей социальной культуры. Важнейший элемент – социальные группы (социальные общности).
Политическая сфера Область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом. Главные элементы: политические организации и институты (государство, политические партии, общественные организации, СМИ), нормы политического поведения и политической культуры, политические идеологии. Основной элемент – государство.
Область создания и освоения духовных благ. Элементы: духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества, созданные обществом духовные ценности (блага), средства осуществления духовного производства, субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом). Главный элемент – духовные ценности, существующие в виде идей и получающие своё материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т.д.
Формационный подход к познанию истории и общества. Формационная концепция истории была предложена К.Марксом в середине XIX в. Ключевым понятием в марксистской философии истории является понятие общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация - это конкретный тип общества, находящегося на определенной ступени исторического развития.Основой ОЭФ выступает определенный способ производства.
Способ производства Особенности способа производства определяются уровнем и характером развития производительных сил и характером производственных отношений. Производственные отношения зависят от господствующих форм собственности.
Совокупность производственных отношений образует базис общества, над которым возвышается надстройка: политические, правовые, религиозные и т.п. отношения и институты. Этим институтам соответствуют формы общественного сознания: религия, мораль, право, искусство, философия, наука и т.д.
Исторический процесс, согласно идеям К.Маркса, есть процесс смены ОЭФ, который осуществляется в результате социальной революции. Причиной революции является углубляющийся конфликт между развитыми производительными силами и устаревшими, консервативными производственными отношениями. Экономическое противоречие приводит к конфликтам в политической сфере. Обостряется классовая борьба, что приводит к революционному взрыву.
По мнению К.Маркса, в своём развитии общество проходит пять основных этапов: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
Недостатки формационного подхода:1. Сводится до минимума значение субъективных факторов. 2. Не учитывается личностный фактор. 3.Надстройка и общественное сознание преобразуются после изменения отношений собственности. 4. Отрицается вариативность общественного развития. Он не может объяснить развитие азиатских государств.
Цивилизационный подход к познанию истории и общества. Цивилизационный подход начал формироваться в XVIII в. Наибольшее развитие получил в конце XIX–начале XX в. Цивилизационные концепции исторического процесса были предложены Ф.Ницше, О.Шпенглером, М.Вебером, А.Тойнби. Цивилизационный взгляд на историю: история нелинейный, многовариантный процесс.
Цивилизация - это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этических признаков и соответствующих географических рамок.
Достоинства данного подхода :1. Это дает возможность глубже понять происходящие изменения и зафиксировать их специфику; 2. Применимость подхода к истории любой страны или региона; 3. Понятие цивилизации позволяет синтезировать объективный взгляд на исторический процесс не игнорируя субъективный фактор.
Недостатки цивилизационного подхода:1. Неясность критериев, по которым выделяется цивилизация. Полного описания или перечня таких оснований до сих пор не существует. Это порождает путаницу; 2. Данный подход не предлагает внятной интерпретации движущих сил исторического процесса и его направления.
В современных условиях известны такие основные цивилизации, как западная, восточно-европейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская.
Методологические основания формационного и цивилизационного подходов к познанию истории и общества различны, поэтому они так отличаются.В понятии «цивилизация» фиксируется социокультурная особенность, уникальность и неповторимость развития общества. Для формационного подхода характерна жесткая привязка к способу производства, системе экономических отношений. В понятии «общественно-экономическая формация» выражается социоэкономическая универсальность. Понятия не являются конфликтующими, они дополняют друг друга, фиксируя разные стороны исторического процесса.