Социология культуры
(«cultura» др. Рим - возделывание земли, воспитание, образование) – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Используется для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни(культуре,политике)
- часть культуры, присущая определенным социальным группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Например: Язык принимает форму жаргона.
Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.
предметно, рассматривает культуру как статичное образование;ценностная, уделяет большое внимание творческому началу;деятельностная, вводит в динамику культуры;символическая, утверждает, что культура состоит из символов;игровая: культура – игра, где принято играть по своим правилам;текстовая, где главное внимание уделяется языку как средству передачи культурных символов;коммуникативная, рассматривает культуру как средство передачи информации.
Функционализм(Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун) Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры – характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. С этого состояния оценивается функциональность элементов культуры.
Символизм(Т. Парсонс, К. Гирц)Элементы культуры - это прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.)Адаптивно-деятельностный подход(Э. Маркарян)Культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Язык - рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые; естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).Различают ценности: терминальные (ценности цели); инструментальные (ценности средства)
В систему ценностей субъекта входят:смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;универсальные ценности:витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);межличностного общения (честность, сострадание и др.);демократические (свобода слова, суверенитет и др.);партикулярные ценности (частные):привязанность к малой родине, семье;фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.
Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).Виды норм: формализованные правила (все, что официально записано); правила морали (связаны с представлениями людей); образцы поведения (мода) Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.
Убеждения – это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Структура убеждения: определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Обряд – это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
Обычай – воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и являются неписаными правила поведения.Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Коммуникативная - накопление и трансляциея социального опыта (в том числе межпоколенческого), дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации. Регулятивная - связана с созданием ориентиров человеческих действий и системой контроля за этими действиями.Интегрирующая - связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Культурные универсалии- общие черты, свойственные всем культурам совместный труд спорт образование наличие ритуалов системы родства правила взаимодействия полов язык Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры.
Виды культур по признакам: по субъекту (носителю культуры) - на общественную, национальную, классовую, групповую, личнуюпо функциональной роли – на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную)по характеру – на религиозную и светскую.
по генезису – на народную (создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни) и элитарную (ее элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию)по видам – на материальную (включает всю сферу материальной деятельности и ее результаты, состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий и др., которые постоянно изменяются и используются людьми) и духовную (включает духовную деятельность и ее продукты, объединяет познание, нравственность, воспитание, просвещение, право, религию)
Массовая культура - кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.Предпосылки возникновение массовой культуры:прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий) индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов) прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха)
1. Группа процессов, связанных с саморазвитием в культурестихийное, спонтанное развитие (создание народных разговорных языков) развитие методом проб и ошибок (сравнение, сопоставление) планомерное развитие
2. Изменение культур, связанное с их взаимодействием, культурными контактами.Заимствование. Оно бывает добровольным (торговля), вынужденным (миграция) и насильственным (завоевание). Процессы изменений в культуре всегда сочетают спонтанные и планомерные формы, часто связаны с деятельностью индивидуальных творцов и всегда включены в контекст широких социальных изменений.
Понятия «духовная жизнь общества» и «культура», соотношение понятий. Специфика социологического анализа культуры как социальной системы. Субъекты культурной деятельности. Структура и функционирование социальных институтов культуры и их воздействие на общественное развитие. Ценности культуры и социализация личности. Изменение характера и содержание развития духовной культуры под влиянием НТП.Этнокультура; городская и сельская культура; культура классов и различных социальных групп. Массовое и элитарное в культуре. Методы сравнительного анализа динамики культурных процессов в социальных общностях, группах, коллективах, семье.Роль культуры в жизнедеятельности личности.