Анализ и самоанализ в профессиональной деятельности деятельности
под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью — уже состоявшееся его личностное качество (характеристику)
профессиональная компетентность: на базовом уровне – умеет применять теоретические знания при решении стандартных профессиональных задач (или другими словами использует умения, когда известен метод решения и т.п.); на специальном уровне – умеет применять теоретические знания при решении «нестандартных» профессиональных задач (задач, для которых нет стандартного метода решения или задач, для решения которых возможно требуется элемент эвристики).уровень компетенции определяется способностью справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями.
Компетентностная модель специалиста
Цель – развитие аналитической компетентности специалиста Структуру и содержание аналитического процессасмысл, цели, операции аналитического процессаОрганизовать аналитический процесс за результаты
Методология как учение об организации деятельности; Профессиональная компетентность как интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи;Аналитическая компетентность как ведущая в единстве с системными и коммуникативными компетенциями
Методология как путь и способ познания Те, кто отказываются от методологии, ищут не то, что надо, не там где надо, и не так как надо. Л.С. Выготский
- «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»
Методология – это учение об организации деятельности. ДеятельностьРепродуктивная – продуктивная Объективно или субъективно новый результат
Методология – это учение об организации деятельности.
поиск причин происходящих явлений лежит в основе анализа анализ имеет первостепенное значение в управлении (в том числе педагогическом): в процессе реализации функций управления и после завершения каждого из всех этапов управления (планирования, конструирования, организации, контроля, коррекции).
- «совокупность операций, с помощью которых объект рассматривается как целостное образование, - основное средство расчленения - выявление различных функций, свойственных объекту» поиск причин происходящих явлений
от греч. «synthesis» – соединение, связывание, составление; метод исследования объекта в его целостности, единстве и взаимодействии составляющих его частей. Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое.новое, «управленческое знание» о сути происходящих в них явлений
Рассел Акофф «Анализ сосредотачивается на структуре, он открывает, как работают вещи. Синтез акцентирует на функциях, он открывает, почему они действуют именно так. Поэтому анализ дает знание, а синтез понимание. Первый позволяет нам описать, второй – объяснить.
Педагогического процесса, явлений, ситуаций- форм проявлений типовых проблемПрофессиональной деятельности, обобщение опыта - Самоанализ
СТРУКТУРА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( А.Н. Леонтьев)
Три плана анализа МотивационныйИнтенциональныйОперациональный
«Цель – образ потребного будущего» /Н. А. Бернштейн/.
от греч. problema – преграда, трудность, задача теоретический или практический вопрос, требующий исследования и разрешения; противоречивая ситуация, порожденная наличием противоположных позиций.
От структурированных проблем к структурируемым задачам Цели аналитической деятельностиСистема аналитических действийРезультат аналитической деятельности выявленные проблемы - поставленные задачи: проблемы стратегического уровня – стратегические задачи; проблемы тактического уровня – тактические задачи; проблемы оперативного уровня – оперативные задачи