Адаптивные возможности старших школьников к физическим нагрузкам в условиях Крайнего Севера.Выполнена ученицей 10 класса МОУ «Харпская СОШ» Галкиной Марией Александровной
Цель исследования: Выяснить адаптационные возможности школьников старших классов, испытывающих стрессовые нагрузки в условиях Крайнего Севера в сравнении с ровесниками, проживающими в средней полосе России.
Задачи исследования: Изучить методологические основы адаптации подростков к физическим нагрузкам;Определить адаптацию учащихся к физической нагрузке;Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся в сравнении с контрольной группой;Провести анкетирование среди старшеклассников, с целью выяснения их отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни; Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.
Методы исследованияАнализ научно-методической литературы;Статистическая обработка результатов исследования;Анализ результатов анкетирования.
В исследовании приняло участие 60 учащихся 11х классов. Из них 20 не занимающихся спортом (первая группа I), 20 спортсменов (вторая группа II), являющиеся учащимися МОУ «Харпская СОШ» и контрольная группа учащихся МОУ СОШ №3 г. Балаково, Саратовской области. В исследовании приняло участие 60 учащихся 11х классов. Из них 20 не занимающихся спортом (первая группа I), 20 спортсменов (вторая группа II), являющиеся учащимися МОУ «Харпская СОШ» и контрольная группа учащихся МОУ СОШ №3 г. Балаково, Саратовской области.
Измерение пульса
Измерение давления
Оценивание состояния организма подростков, их адаптации к физическим нагрузкам по индексу Руфье. Содержание метода: Измерение ЧСС после пятиминутного отдыха или в покое за 15 секунд (Р1). Затем в течение 45 секунд выполняется 30 приседаний и сразу измеряется ЧСС за 15 секунд (Р2). После первой минуты восстановления также измеряется ЧСС за 15 секунд (Р3). Далее результат оценивается по заданной формуле:Индекс = 4х(Р1+Р2+Р3)-200) 10менее 0 = «атлетическое сердце»0,1-5= «отлично»5,1-10= «хорошо»10,1-15= «удовлетворительно»15,1-20= «плохо»
Таблица показателей индекса Руфье
Результаты исследования по индексу Руфье
Оценка деятельности вегетативной нервной системы по индексу Кердо Содержание метода: Вычисления производились по формуле: 1 – Д/R, где Д – диастолическое давлениеR – сердечный ритм. Если вегетативный индекс больше 0, топреобладает симпатическое влияние или возбуждающеедействие, если меньше – парасимпатическое, т.е. тормозное,если равно 0, то это функциональном равновесие.
Результаты исследования индекса Кердо В группе спортсменов 12 учащихся спарасимпатическим (тормозным) влиянием, что составляет(60%).В контрольной группе учащихся СОШ №3 г.Балаково практически наблюдается одинаковоеколичество, как с симпатическим, так ипарасимпатическим влиянием вегетативной нервнойсистемы. В первой группе учащихся, не занимающихся спортом,преобладает симпатическое (возбуждающее) действие,таковых 11 человек (55%), над 8 (40%) с тормознымдействием, с функциональным равновесием 1 человек.
Оценка уровня кислородного обеспечения организма подростков и уровня их тренированностиСодержание метода Штанге:После 2-3 глубоких вдохов-выдохов производится задержкадыхания на глубоком вдохе на максимальное время. Содержание метода Генчи:После 2-3 глубоких вдохов-выдохов производится задержкадыхания на глубоком выдох на максимальное времяХорошие и отличные оценки соответствуют высокимфункциональным резервам системы кислородообеспечениячеловека
Результаты исследования индекса Штанге и Генчи
Результаты исследования индекса Штанге и Генчи
Выводы Результаты исследования свидетельствуют о значительном напряжении механизмов адаптации и снижении резервных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной систем у подростков, не занимающихся спортом и проживающих в суровых климатических условиях. Подростки, занимающиеся спортом, менее зависимы от метеоусловий, более выносливы, следовательно, лучше адаптированы к физическим и климатическим изменениям.
РекомендацииВ учебной и внеклассной деятельности вести пропаганду здорового образа жизни.Итоги исследования, анкетирования сделать гласными.Вести пропаганду по привлечению большего количества учащихся к занятиям в спортивных секциях.