Урок развития речи Тема : сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Портрет П. П. Кончаловского
Давайте представим себе, что ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, но вот одна ветка качнулась, и целый ливень обрушился на нас. Нам становится весело от этой шутки. И вот мы в самом сердце сиреневого моря…Прекрасная музыка, не правда ли?Какие чувства она у вас вызвала?Расскажите о том, что вы услышали и увидели в сиреневом саду?Опишите запахи сада.
Выпишите в черновики такие словосочетания, которые, по вашему мнению подходят для описания Чувства: радость, восторг, ощущение счастья, лёгкая грусть, щемящая нежность.Сад: майский, утренний, туманный, весь в росе, благоухающий.Сирень: грозди крупные, свежие, цветы-звёздочки, хрупкие, нежные, милые.
Музыка, как и картина П. П. Кончаловского напоена утренним покоем, радостным ожиданием чудесного. -Какого цвета грозди сирени?Вставьте пропущенную букву и дополните цветовую гамму : нежно - роз_вая, ж_мчужная, с_р_бристая, сказочно – пр_красная, г_лубая, разн_цветная…
Выпишите нужную фразу:- Какие запахи сада и комнаты, где находится букет?-У вас кружится от аромата голова или становится тепло и светло на душе? Возникает желание вдыхать чарующие запахи?-Какие чувства вызывает картина П. П. Кончаловского? -Созвучно ли настроение музыки и картины?
Давайте составим план к сочинению.ВступлениеОсновная частьЗаключение1. Что за картина передо мной? Кто автор?2. Описание самой картины а) фон б)передний план.3. Впечатление от картины. Что художник хотел сказать своим творчеством?Из справочной литературы: Кончаловский Пётр Петрович 1876 – 1956. Живописец. Красочные жанровые картины, портреты, пейзажи и натюрморты («Сирень» 1933). Утверждают чувственную красоту мира.
Начните писать по плану!Передо мной ( каков жанр картины)…П. П. Кончаловского «Сирень»? (когда он её написал? ). Как давно жил художник? И чем он известен ещё?Это начало вашего сочинения.Рассмотрите картину внимательно. Приступаем ко второй части сочинения.-Какой фон картины? Почему?-Что изображено на переднем плане?Посмотрите на свои записи!-Какие чувства тебя охватывают, когда смотришь на картину?-Как ты думаешь, кто нарвал и принёс букет?-Какая сирень? А грозди её?-А какие предполагаете почувствовать запахи?Когда вы ответите на эти вопросы, тогда и напишите вторую часть сочинения.
О чём надо писать в третьей части?Используйте конструкции типа: мне кажется…я ощущаю…слышу…вижу…-Что же художник хотел прославить своей картиной?-А что символизирует сирень (весна, щедрость, красота)?Подумав немного ,вы сможете написать заключительную часть.А вот как бы рассказал о сирени композитор Сергей Рахманинов. По его словам, скромная ветка сирени была «царицей» его души. Судьба сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной сирени. Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах, передавал ему нежный привет – частицу российского пейзажа.
С. Рахманинов
Авторы:Сапожникова Татьяна ВладимировнаАтапина Ангелина / школа 88