Словарное богатство русского языка Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг и, право, иное название еще драгоценней самой вещи (Н.В. Гоголь).
Творческое задание №1. Подобрать синонимы к слову «убегать» и описать сцену погони в детективном жанре, используя составленный синонимический ряд.
Найдите в тексте антонимы, выпишите их И ненавидим мы, и любим мы случайно,Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда кипит огонь в крови. М.Ю.Лермонтов.
Расскажите об антонимах. Для чего они используются в речи? Приведите примеры стихотворений, которые построены на противопоставлении.
Творческое задание №2. Сравните ленивого и активного учеников. Напишите их психологический портрет, используя антонимы.
На каком лексическом явлении построена рифма стихотворения? Мерцала на склоне банка Возле кустов кирпича. Над розовым шпилем банка Ворона вилась, крича. И.Бродский.
Творческое задание№3. В словаре омонимов выберите 2 омонимичные пары и зарифмуйте их, создав стихотворный текст. Образец: ходят-ходят; косы – косыПо селу девчонки ходят,И у всех девчонок косы.А под ветром травы ходят:Наточили парни косы.
14. Творческое задание№4. Вы сделали научное открытие. Изобрели прибор, который исполняет все ваши желания. Прибор состоит из трёх частей. Чтобы назвать эти три части и сам прибор, вам необходимо придумать неологизмы.
Творческое задание№5. Перед вами текст, в котором много разговорных слов. Замените их устаревшими словами. Изменился ли характер текста? Какое звучание он приобрёл? Напротив меня сидела девчонка. Она зыркала вокруг своими зенками. То прикрывала веки, то оглядывала город, вытягивала шею, как гусыня, поправляя правой рукой волосёнки; левой рукой тёрла щёку. Губы её были плотно сжаты, а пальцы теребили одежду.