ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ» Ноздрина Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ "Средняя школа № 7", г.Няндома
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; создать основу для развития универсальных учебных действий; обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Инструментальный компонент Наблюдательность Мыслительные способности Контрольные умения Готовность Коммуникативные умения Личностный компонент Мотивация и ценностное отношение к знанию
Умение воспринимать знакомы объект как целое в условиях фрагментарного предъявления
Умение выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи
Умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта
Умение придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения
Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации
Умение устанавливать отношения типа «род-вид» между понятиями
Умение устанавливать логические связи типа «причина-следствие» между явлениями
Умение устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше» между объектами и явлениями
Умение выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей
Умение оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы и знаков при выполнении учебных заданий
Умение видеть закономерность в изучаемой информации
Умение анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий
Умение соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствия
Умение следовать инструкции при выполнении учебных действий
Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебной задачи
Позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности
Данные диагностики Инструментальная готовность Базовый уровень – 8 человек Низкий уровень – 20 человек Личностная готовность Базовый уровень – 21 человек Низкий уровень – 7 человек
Качественный анализ диагностики Инструментальная готовность Личностная готовность Базовый уровень Низкий уровень Базовый уровень 5 16 Низкий уровень 3 4
Выводы Создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий Обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка за счет планирования темпа прохождения и уровня сложности программы Осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений Спланировать индивидуальную педагогическую работу с отдельными детьми Получить профессиональную консультацию по вопросам обучения ряда детей у профильных специалистов (психологов, дефектологов)
Литература Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В, Теплицкая А.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе/Под ред. М.Р Битяновой – Самара : издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.- 64с. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В, Теплицкая А.Г. Рабочая тетрадь «Школьный старт» /Под ред. М.Р Битяновой – Самара : издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 24с. Интернет ресурсы : http://www.zankov.ru