«Пруд нашего детства» Работа учащихся 8 «А» класса Антиповой Юлии Бутенко Анатолия Ванюшкиной Светланы Лалим Оксаны Руководитель учитель высшей категории Е.А.Тихонова.
Цель исследования Каскад рукотворных прудов, не далеко от нашей школы. На берегах этих прудов живут наши дедушки и бабушки, сюда мы приходим на экскурсии с учителем биологии. Когда-то мы не задумывались о состоянии этих прудов, но стали старше и теперь внимательнее относимся к тому, что нас окружает, с горечью заметили, как изменились наши пруды! Казалось, все так же весело поют в ветвях деревьев птицы, да и деревья стали выше, пышнее, а в этом году во время перелета к нам прилетела семья лебедей, но сами пруды… после очень засушливого лета сильно обмелели, а тот пруд, который был более чистым, высох совсем. Мы задались вопросом, нельзя ли помочь нашим прудам. Для этого мы решили, создав несколько групп, провести комплексное исследование состояния прудов в данных момент времени.
Работа шла в следующих направлениях: Гидрофизические исследования. Гидрохимические исследования. Гидробиологические исследования. Социологические исследования.
Гидрофизические исследования Рельеф берегов, дна. Берега наших прудов отлогие, но их южные берега более крутые. Весной-летом берега прудов чистые, без особого мусора, так как это место не используется жителями для массового отдыха. Состояние пруда, около кольцевой дороги, иное, в результате летней засухи он высох полностью Осадок Исследование осадка проводили через сутки после забора воды, именно столько времени было необходимо для отстаивания воды.Осадок имел очень темную окраску ближе к черному и неприятный гнилостный запах.
Пруду – наша забота. Лето этого года было очень жарким, пруд около школы сильно обмелел, открылась 1/3 часть дна и стала видна очень неприглядная картина, свалка: каретки кроватей, колеса, бочки и т.д. Мы с классом по мере возможности убрали часть мусора.
… исчезнувший пруд. Состояние пруда, около кольцевой дороги, в результате летней засухи он высох полностью, но его открывшееся дно более чистое, не имеет посторонних предметов. Мы видим причину в том, что большая часть берега закрыта от посторонних заборами, и жители следят за состоянием берегов этого пруда.
Гидрохимические исследования
Гидрохимические исследования Исследование водородного показателя ( рН ). Эти исследования мы попросили провести учеников 10 класса, используя компьютер. Результат: рН = 8,4 - среда чуть щелочная. Вывод. Вода может быть использована в хозяйственно бытовых целях.
Гидрохимические исследованияОпределение хлоридов и сульфатов При добавлении к пробам воды нитрата серебра и хлорида бария в каждом случае мы наблюдали выпадение белого осадка. Соотнесем данные с таблицей
Общий вывод: воду можно использовать только для полива
Биологические исследования. Визуальные Растительность Тип растительности древестно – кустарниковый Видовой состав околоводных растений - деревья: клен татарский, ветла, вяз мелколиственный, тополь; - кустарники: терн, шиповник собачий, ива; - травы: на южной стороне пруда клевер луговой, донники, но в большинстве это рудералы (растения пустырей), амброзия, марь белая, щирица запрокинутая, крестовник, мятлик. Водные растения Тростник, летом обильное развитие ряски, спирогиры, одноклеточной хлореллы. Животный мир Млекопитающиеся Хатка ондатры на берегу первого пруда(теперь пустующая) Птицы Весной – летом: иволги, пеночки, соловьи, горихвостки, совы Зимой: поползень, синицы, щеглы, снегири, чечетки, дятлы Круглый год: воробьи, два гнезда вороны, гнездо сороки Ранней весной, в марте: в течение 8 лет прилетают чайки и крачки, живут недели полторы Земноводные - Озерная лягушка Пресмыкающиеся - В течение последних пяти лет увеличилось число черепах Рыбы – карась, верхоплавка Членистоногие– насекомые: жук плавунец, жук-вертячка, клоп-водомерка, стрекозы; пауки: паук крестовик; ракообразные: дафнии, циклопы.
В этом году прилетела осенью семья лебедей.
Микроскопические исследования оказались самыми интересными для нас, в микроскоп увидели множество организмов, о существовании которых мы только догадывались
Социологические исследования Проводя социологические исследования, мы поставили цели в результате опроса родителей и соседей и жителей узнать о том, когда созданы пруды, кто занимался их благоустройством, каким образом пополняются пруды водой, что значат пруды для жителей сейчас, можно ли поправить сложившуюся ситуацию?
Социологические исследования Клавдиенко Таисия Васильевна «Рано весной мужчины выходили в поле за город и там делали запруды, прокладывая путь для воды от тающего в полях снега в наши пруды. Эта вода использовалась для полива, выгула птицы. Любители рыбалки завезли мальков и выпустили в пруд»
Социологические исследования Жук Лидия Андреевна, сторож, техничка в нашей школе со дня ее основания « В 1964 году, когда была построена школа-интернат №8, шло формирования пруда. Иду я однажды рано утром на работы, а мой сосед что-то по берегу ходит, временами наклоняясь, подошла, а он прутики в землю вставляет, так и появились деревья на берегу».
Социологические исследования Из услышанного от жителей делаем вывод: Помочь прудам можно и нужно, ведь они необходимы не только тем жителям, которые непосредственно живут вдоль пруда, но и жителям всего поселка. Вода, сколько бы ее не было, смягчает наш суровый климат. Всем известно, что рядом с водоемом не так сильно чувствуется жара, не редки росы летом, а весной и осенью туманы, увлажняющие воздух. Но для спасения наших прудов необходим труд не одного человека. Необходимо углубить пруды, уменьшить зеркало пруда, провести трубы под асфальтовым покрытием кольцевой дороги и , конечно же регулярная их очистка. Но все это требует определенных капиталовложений.
Наш фоторепортаж красота наших прудов наша обязанность - помочь им!