Проектная деятельность в начальной школе
Одним из ведущих методов на уроках в школе является – метод проектов. Он широко используется не только в среднем и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности учеников на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Учителю важно помнить, что выбор проблемы для проектов нужно брать только из жизни. Благодаря использованию метода проектов, повышается творческая активность школьников, происходит соединение теории и практики, развивается самостоятельность.
Основные цели, которые ставит педагог для организации проектной деятельности учащихся младших классов: Развитие личности ребёнка Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности, предприимчивости
Формирование УУД у младших школьников Определять цель деятельности Планировать Выполнять действия и операции Соотносить результат деятельности с целью Контролировать свои действия Проводить наблюдения Ставить эксперименты Строить простые модели объектов
Доминирующая деятельность в проекте Исследовательская Поисковая Творческая Ролевая Практико-ориентированная
Роль учителя Направляющая Корректирующая Стимулирующая
Роль родителей Посодействовать ребёнку в сборе информации и выборе её источников. Оказать содействие в планировании и оформлении работы. Помочь в создании костюма. Участвовать в подготовке презентации.
Этапы проекта Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:- к кому обратиться за помощью;- в каких источниках можно найти информацию;- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);-с какими предметами научиться работать для достижения цели; Выполнение проекта – практическая часть. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Типология проектов По типу деятельности По количеству учащихся По продолжитель ности По количеству предметов Информационные Исследовательские Творческие Ролевые Индивидуальные Парные Групповые Коллективные Краткосрочные Средней продолжитель ности Долгосрочные Монопроекты Межпредметные
Примерный план работы учителя по подготовке проекта: На основе изученных проблем детей поставка цели проекта. Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями). Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. Презентация проекта, открытое занятие.
Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе Плюсы проектной деятельности: + навыки самообразования и самоконтроля; + моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат; + навыки групповой деятельности; + индивидуальный подход; + интерес к познавательной деятельности Минусы проектной деятельности: - возрастает нагрузка на учителя; - ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки); - психологические коммуникативные проблемы; - проблема субъективной оценки.
Этапы выполнения проекта Обсудить тему Составить план Выполнить проект Контролировать исполнение Представить результаты Проголосовать за лучшую работу Заполнить лист самооценки