Приёмы критического мышления на стадии осмысления
Инсерт Чтение с остановками Схема Фишбоун «Рыбий скелет» Таблица «+», «-», «интересно» Ромашка Блума Толстые и тонкие вопросы
Инсерт I - interactive - самоактивизирующая N - noting – диалоговая S - system - системная разметка E - effective - для эффективного R - reading - чтения T - thinking - и размышления
Инсерт умение систематизировать и анализировать информацию
Чтение с остановками. Материалом служит повествовательный текст.
Чтение с остановками. Алгоритм работы: 1 стадия - вызов. На основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа.
Чтение с остановками. Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»: 1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?» 4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.
ОРФОГРАММЫ- ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Схема Фишбоун «Рыбий скелет»
ОРФОГРАММЫ- ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ
ОРФОГРАММЫ- ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ МОРФЕМА ПРАВИЛО Схема Фишбоун «Рыбий скелет»
ОРФОГРАММЫ- ГЛАСНЫЕ БУКВЫ ПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ГЛАСНЫЕ ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ МОРФЕМА ПРАВИЛО ЗНАТЬ УСЛОВИЯ ВЫБОРА БУКВЫ Схема Фишбоун «Рыбий скелет»
Пример. Русский язык: голова - орфограммы-гласные буквы верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные нижние косточки - морфема, правило хвост- знать условия выбора буквы.
Таблица «+, -, интересно». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «И» заменяется графой «?» («Есть вопросы»). При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам. + - интересно информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер информация, которая, с точки зрения ученика, носит негативный характер наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «И»
Ромашка Блума "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса.
Толстые и тонкие вопросы