МОУ "Гимназия №4" г. Дзержинский Московская область Урок математики для 4-го класса Учитель: Ильина С.Н. Тема: «Нахождение площади различных фигур путём разбиения, дополнения»
ХОД УРОКА1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.2.СИТУАЦИЯ УСПЕХА. - Над какой темой мы работаем на уроках математики? (Нахождение площади различных фигур). На доске прямоугольник.Назовите фигуру:
Практическая работа в тетради -Какие данные необходимы для нахождения площади этого прямоугольника?
Практическая работа в тетради - По какой формуле найдете площадь этой фигуры? На доске появляется формула S = а •b-Что такое а и b в этой формуле?-В каких единицах может измеряться площадь? ( Дети называют). На доске единицы площади.мм2, см2, м2, дм2, км2 (га)-Скажите решение.На доске решениеS=2•4=8(дм2)
Практическая работа в тетради На доске прямоугольный треугольник. 30 см 60 см -Назовите фигуру. Достаточно ли данных для нахождения площади данного треугольника? (Нет. Необходимо знать длину катетов.)-Нужны ли данные о третьей стороне? Как она называется? (Нет. Гипотенуза) На доске 30 см 50 см 50 см
Постановка учебной задачи - Следующее задание.Необходимо положить асфальт на трёх спортивных площадках ? На какой участок пойдёт асфальта больше? От чего это будет зависеть? (От размеров участка).-Правильно. Говоря математическим языком, от площади участка. Значит, прежде чем ответить на вопрос: « Какой участок придётся расчищать дольше?» Вы должны, что сделать? (Найти площадь участков )
Постановка учебной задачи 1. Запись примеров на сложение однозначных чисел с переходом через десяток в беспорядке.Назовите мне примеры, где однозначные числа при сложении дают переполнение.Дети называют, учитель в беспорядке записывает их на доске.Легко ли нам будет запомнить ответы, если примеры записаны в беспорядке?Легко ли выучить стихотворение, если в нем переставлены строчки или слова?Что надо делать? (Навести порядок)Составление таблицы с 9.Ну, тогда давайте возьмем одним из слагаемых число 9.И так, первое слагаемое-9.
Постановка учебной задачи Работаем самостоятельно.На доске -Нашли площадь участков?-У какого участка не смогли найти площадь? (У третьего)-Тогда начнём с тех участков, нахождение площади которых не вызвало затруднений.
Постановка учебной задачи -Какой формы первый участок? Назовите формулу для нахождения его площади. Скажите решение.На доскеS = a• b: 2S=6•4:2=12(см2)-Какой формы второй участок? Назовите формулу для нахождения его площади. Скажите решение.На доскеS = a• bS=6•2=12(см2)-Молодцы. Разберёмся с последним участком. Что это за фигура? Почему не смогли найти площадь этой фигуры? (Нет формулы) На доскеS многоугольника =?
Анализ -Рассмотрим фигуру повнимательнее. Если нет способа, то может быть можно воспользоваться чем-нибудь, что мы уже знаем и умеем?Подсказки:1.Формулы нахождения площади прямоугольника и прямоугольного треугольника.2.Напоминание о том, как находили площадь прямоугольного треугольника.-Что же нужно сделать с многоугольником? (Разбить на знакомые фигуры)-Покажите, как нужно разбить эту фигуру.
Анализ -Зафиксируем этапы работы:1.)разбиваем многоугольник на прямоугольник и прямоугольный треугольник;2.)находим площадь прямоугольника;3.) находим площадь прямоугольного треугольника;4.)S + S =S многоугольника
Анализ
Конкретизация цели -Какие же умения и навыки необходимы для того, чтобы найти площадь многоугольника? (Фронтальный опрос)Вопросы-подсказки.На доске-умение измерять фигуру;-умение находить площадь прямоугольника и треугольника;-умение выполнять действия с именованными числами;-умение разбивать фигуру.Последняя на доске.
Тренинг -Какое из перечисленных умений для нас новое?-Сегодня мы будем тренироваться разбивать различные фигуры на те, площадь которых мы умеем находить.Работа в группах.Задание.
Тренинг Проверка работы. Выступление групп.ИТОГ.-Площадь какой фигуры найти легче? От чего это зависит?(Где меньше действий при нахождении площади фигуры).-Легче,быстрее-путь, на который затрачивается меньше времени, действий-есть понятие удобного способа.Каждая группа получает свою фигуру. Задача: разбить данный многоугольник на фигуры, площадь которых мы можем находить .Фиксируйте порядок действий при нахождении площади вашей фигуры.
Уточнение способа -Молодцы. Следующее задание выполним в парах. Найти быстрый, удобный способ нахождения площади заштрихованной фигуры и зафиксировать порядок действий.
Уточнение способа Проверка.-Каким способом находили площадь? (Разбиением)-Сколько этапов в нахождении площади получается?1.S12.S1 X 23.S24.S2 X25.+
Уточнение способа Все этапы на доске.-Сколько действий понадобилось, чтобы найти площадь?-Это быстро, легко?-Может быть, есть легче способ?-Что это за большая фигура?(Квадрат)-Найдём сначала площадь всей фигуры, т. е.дополним нашу «рамку» до полного квадрата.-А внутри, что за фигура?(Квадрат)
Уточнение способа -Подскажите, что делать дальше? (Найти площадь маленького квадрата, потом из площади большого квадрата вычесть площадь маленького).-Сколько этапов получится? (Три)Этапы на доске.1.S12.S23.-
Уточнение способа -Сравните два способа. Какой удобнее?ВЫВОД.-Как мы действовали? (Нашли площадь целого большого квадрата, потом нашли площадь маленького квадрата, затем вычли из площади большого квадрата площадь маленького квадрата)-То есть мы сначала дополнили фигуру. Это способ дополнения.На доске-умение дополнять фигуру
Итог урока -Сегодня мы работали с различными фигурами.-Какие действия надо прежде выполнить, чтобы найти площадь многоугольника?(Разбить или дополнить фигуру)-Ответили ли мы на вопрос, который ставили в начале урока?-Можем ли мы зафиксировать площадь многоугольника в какой-то единой формуле?-Всем спасибо за работу на уроке.
Дополнительно: -Дети для нахождения площади правильного шестиугольника придумали несколько способов. Какой способ самый удобный? S=(a • h):2•6Задание из учебника Э. Александровой 2 часть страница 43 № 60