Как дикорастущие растения стали культурными Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №9 г. Бугульма Филиппова С.А.
Растения – самая изобильная пища не только для животных, но и для человека. История человечества во многом зависела от того, какую пищу выберет себе человек: растения или животных. Человек стал существом всеядным.
Из дикорастущих растений человек постепенно отобрал для себя те, которые приносили им пользу. Из конопли, лыка, крапивы, первобытные люди научились плести сети для ловли рыбы, а из льна – ткать одежду.
Некоторые растения, которые в диком виде были несъедобными , человек превратил в ценные культурные растения. Овощи и фрукты, которые мы едим , были выращены специально для питания.
Ячмень Если первобытные люди, охотясь на зверей и птиц, находили в зобу убитых страусов какие-то непереваренные зёрна. Это были зёрна дикого ячменя, который рос вместе с другими дикими растениями. Птицы первыми оценили питательные свойства ячменя. Люди тоже попробовали собирать эти зёрна и варить их. Эта еда была больше похожа на кашу, но это был первый хлеб на Земле. Палками, которыми древние люди выкапывали съедобные корни и клубни, они начали взрыхлять землю и сажать ячменные зёрна. На обработанной почве растения ячменя заметно отличались от их дикорастущих собратьев. Зёрна были крупней, урожай был больше.
Капуста Дикая капуста до сих пор ещё растёт на скалистых берегах Средиземного моря. Её знали ещё первые земледельцы Древнего Египта и подавали на стол как сладкое блюдо. Египетские врачи рекомендовали капусту детям, чтобы они росли крепкими и здоровыми. В течении многих веков древние земледельцы пытались из дикой капусты вырастить культурный вид. Для неё выбирались самая влажная почва, её хорошо удобряли и часто поливали. В результате были получены туги кочаны с большими и нежными листьями. Сейчас известны различные виды капусты: кочанная капуста, цветная капуста, капуста кольраби, брюссельская капуста.
Лук Ещё 5 тысяч лет назад врачи Древнего Египта заметили целебные свойства лука. Они утверждали , что даже запах лука предохраняет человека от заболеваний, а употребление его в пищу ведёт к скорейшему выздоровлению. В египетских гробницах археологи находили остатки луковиц, а на стенках древних зданий – изображений лука. Полезен также и молодой зелёный лук. Летучие вещества, выделяемые луком, убивают гнилостные бактерии, поэтому достаточно съесть немного лука, и все болезнетворные бактерии во рту погибнут.
Просо Ещё одно хлебное растение было известно людям на заре земледелия. Это растение называется просо. В древности из него , так же как из ячменя и пшеницы, варили кашу. В Монголии просо давало самую любимую пищу кочевым племенам – пшённую кашу. Для созревания проса достаточно было двух тёплых месяцев, поэтому эту культуру кочевники могли возделывать на временных стоянках. Проходили века, и просо из Азии широко распространилось на север и юг. Зёрна проса надо было очищать, просеивая через сито, отсюда слово просо вошло в языки всех славянских народов.
Подсолнечник Пётр I привёз из Голландии удивительное растение – подсолнечник. Но это растение на некоторое время стало лишь украшением Ботанического сада. Чем же подсолнечник так понравился людям? Из семян подсолнечника получают растительное масло. Впервые ручной пресс для отжима масла из поджаренных семечек сделал крепостной крестьянин Д.Н.Бокарев в 1829 году. Вскоре в России появились маслобойни на конской тяге, а затем и паровые маслобойни. Селекционерам России пришлось немало потрудиться над выведением высокомасличных сортов подсолнечника, устойчивого к вредителям и удобного по срокам созревания. В результате 80 лет назад был выведен сорт подсолнечника, в два раза превосходивших по масленичности своих прародителей.
Гречиха У народов Древней Индии и Непала в почёте была гречиха. Дикая гречиха росла на склонах Гималаев, поэтому в Индии её называли горным рисом. На её ценность людям указали пчёлы. Но гречиха оказалась не только ценным медоносным растением. По своей питательности, благодаря высокому содержанию белка, она превзошла рис и пшено. Из Индии культурные сорта гречихи купцы привезли в Китай, Египет, Вавилон. Древние славянские племена получили гречиху в торговле с Грецией. Отсюда произошло и её название – греча – от слова грек.
Картофель Французы, поляки, словаки называют картофель земляными яблоками. В России тоже некоторое время так называли плоды, которые церковь окрестила чёртовым яблоком. Где же была родина картофеля? Дикие сорта картофеля росли в Южной Америке. Земледельцы Чили начали возделывать картофель задолго до того, как в конце 15 века там появились испанские завоеватели. За внешнее сходство со съедобным грибом трюфелем испанцы называли корни картофеля тартуфелем. В 1565 году картофель впервые был привезён в Европу. Со временем картофель стал одним из основных продуктов питания на всей территории России. Картофель стал вторым хлебом. Крестьяне говорили, что картошка – хлебу присошка! И это верно: по питательности картофель в 3 раза превосходит рожь.
Лён Ещё древние жители Индии заметили растение, чьи масляничные семена можно было поджаривать и употреблять в пищу. Из толчённых семян они получали масло и делали свечи для освещения своих жилищ. Этим растением был лён. В Древнем Египте лён использовали как волокно, из которого делали тонкую льняную ткань. Жители Индии покупали эту ткань у египтян, а египтяне покупали масло, привезённое из Индии. Почему так получилось? Было два вида льна: лён – долгунец, из которого делали волокно и пряжу, и лён – кудряш или лён масляничный, из которого делали свечи, масло, краски. Славянским племенам прядильный лён был завезён из Западной Европы литовскими и германскими купцами. Отсюда в русском языке и название льна: в литовском – линас, в немецком – лин. Масляничный лён пришёл к славянам из Закавказья. В Западной Грузии его называли колхидским льном.
Можно рассказать ещё о многих растениях, которые использует человек. Посмотрите, сколько необычных растений нас окружает! Нам они кажутся обычными, ведь мы к ним так привыкли, что даже и не представляем, что когда – то человек обходился без них. Поищите эти растения , «откройте» их для себя!
Литература А.А.Форощук, Н.Е.Форощук «Природоведение! Учебное пособие. ИКФ «Сталкер», 1998 г. http://images.yandex.ru/yandsearch?p= - картинки