кружок «Юные туристы» учитель географии-биологии Ковалева Е.Д. г. Райчихинск
Прогулка – простейшая форма туристско-краеведческой деятельности, доступная для детей любого возраста.
Экскурсия – посещение объекта с научными, учебными или общекультурными целями.
Поход – передвижение туристской группы активным способом по заранее составленному маршруту по территории родного края, отдалённому району страны или за её пределами. Продолжительность похода может составлять от одного до нескольких дней.
Экспедиция – многодневный поход или дальняя многодневная экскурсия, проводимая в исследовательских целях или с намерением выполнить определённую общественно полезную работу.
Занятия в кружке (секции, клубе) – предполагают усвоение теории, методики и практических навыков туристско-краеведческой работы.
Наряду с основными формами получили распространение и такие формы туристско-краеведческой деятельности, как слёт, соревнование, конференция, вечер, сбор и др.
Поход является наиболее распространенной формой туристско-краеведческой деятельности в школе.По содержанию поход может быть: учебно-тренировочным тематическимВ походе возможно сочетание указанных направлений деятельности.
По характеру организации поход может быть: (по путевкам туристских организаций) (по маршрутам, выбранным и разработанным туристской группой).
По сложности туристские походы делятся на походы выходного дня, или некатегорийныепоходы по маршрутам I-VI категорий сложности.
Категория сложности маршрута определяется требованиями спортивной классификации и перечнем классифицированных туристских маршрутов. На маршруты I-II категорий сложности туристская группа должна выходить в количестве от 6 до 15 человек, а на маршруты III-IV категорий сложности – от 6 до 12 человек.
в поход по маршруту I категории сложности допускаются туристы, имеющие опыт походов выходного дня. Для участия в походе по маршрутам II-V категорий сложности две трети состава туристской группы должны иметь опыт участия в походе на одну категорию ниже по данному виду туризма, остальные – опыт участия в походе на две категории ниже.
К походу допускаются: по маршруту I категории сложности – школьники не моложе 13 лет, II категории – не моложе 14 лет, III категории – не моложе 15 лет, IV категории сложности – школьники не моложе 16 лет.
Походы могут проводиться спортивными и туристскими организациями учебных заведений.
Документом, дающим право на проведение похода по маршрутам I-IV категорий сложности, является маршрутная книжка установленного образца, которая оформляется на основании заявочной книжки.
Заявочная книжка на совершение похода заполняется руководителем группы, подписывается директором школы или его заместителем, заверяется печатью и представляется в соответствующую маршрутно-квалификационную комиссию (МКК).
Руководитель похода обязан:следить за строгим соблюдением дисциплины участниками туристской группы;принимать меры, обеспечивающие безопасность прохождения маршрута;выполнять требования инструкции.
Участники похода обязаны:выполнять указания руководителя группы;принимать активное участие в подготовке к походу, его проведении, подведении итогов;быть дисциплинированными на маршруте;крепить дружбу, товарищество, взаимопомощь- в туристской группе;уважать местное население;бережно относиться к памятникам истории, культуры и природы.
Подготовка к туристскому походу и подведение итогов значительно превышают основную его часть – сам поход.
Первая часть туристско-краеведческого цикла – подготовка туристского похода – включает такие виды деятельности, как:хозяйственная (составление сметы расходов, подготовка снаряжения, продуктов, видео- и фотопринадлежностей и др.);
познавательно-краеведческая (сбор предварительных материалов о районе путешествия, изучение разделов знаний, по которым будет проводиться поисковая работа, детальная разработка маршрута с учётом полученных данных и т.д.);
физическая (тренировки, выполнение режима, общая и специализированная зарядка, предварительная и окончательная (за неделю до путешествия) проверка здоровья участников;
специальная (совершенствование туристской техники путём изучения теории и отработки приёмов и навыков данного вида туризма).
Вторая часть туристско-краеведческого цикла – поход – включает следующие виды деятельности:передвижение по намеченному маршруту (пешком или с использованием средств передвижения);соблюдение режима труда и отдыха, организацию походного быта;сбор основного познавательно-краеведческого материала (записи, рисунки, гербарии, коллекции, документы, фото- видеоматериалы и др.);