Школа №19 VCT- проектИзучаем строение скелета с шуткой.
Лабораторные работы подглядели на сайте http://www.skeletos.zharko.ru и с удовольствием провели учащиеся 8 класса Руководитель: учитель биологии Арсеньева Елена Николаевна2008 год
СОЕДИНЕНИЯ КОСТЕЙЛабораторная работа №1Тема:А правда ли, что в скелете разные соединения костей?Цель работы: Найти у себя подвижное, полуподвижное и неподвижное соединение костей.Оборудование и подготовка:Не требуется
Ты живой человек или ржавая железяка? 1 работа.Попробуй согнуть фаланги пальцев так, чтобы напугать соседку по парте, которая этими же фалангами крепко держит ручку и пишет ею. Попробуй согнуть ногу в колене ( но не разгибай её в сторону товарища, а то у него тоже согнётся коленка и ты получишь пинок!).Согни руку в локте почувствуй, что ты Шварцнегер.
Подвижное соединение костей Если ты всё это смог сделать, то кости твоей руки и ноги соединены подвижно в местах, называемых суставами. Если нет, то ты наверно совсем не ученик, а заржавелая железяка и эта лабораторная работа тебе не подходит.
2 работа.Теперь повернись к однокласснику, который сзади тебя, и спроси, долго ли еще ждать конца урока или скажи ему какую-нибудь глупость. Ёрзай и вертись на стуле, пока учительница не выйдет из себя. А этот поворот корпусом успешно проведенный всеми учениками доказывает, что позвоночник твоего скелета имеет полуподвижное соединение позвонков. Если бы твой позвоночник не имел то ты скорее был бы похож на дерево!
Полуподвижное соединение позвонков.
Полуподвижное соединение рёбер даёт возможность нам делать вдохи и выдохи.
Почему кости черепа соединены неподвижно? 3 работа.. Ну вот, добрались до самого интересного. Давай-ка испробуем, как крепка твоя голова, а вернее череп.Дерни-ка как следует свою соседку по парте в классе за косичку. Когда она в ответ треснет тебе по голове учебником и твоя голова останется прежней формы, то сразу же станет очень ясно, что кости черепа имеют совершенно неподвижное соединение друг с другом.
Неподвижное соединение костей. P.S. А вообще-то по голове бить всё-таки не надо, так как этим ничего не докажешь, а мозги сотрясти можно, что плохо отразится на усвоении материала.
ПЛОСКОСТОПИЕ Лабораторная работа №2Тема:Определение наличия плоскостопия после измерения глубины ведра.Цель работы:Временно побыть следопытом для изучения собственных отпечатков ногОборудование:Можно использовать все ёмкости, куда убираются ноги.Подготовка: Принеси ведро с водой, не расплескав его по школе.Потренируйся быстро снимать и одевать носки.
Давай проверим, есть у тебя плоскостопие или нет! 1. Возьми ведро с водой и, быстро сняв носки, смочи ноги водой.2. Мокрыми ногами оставь след на сухом полу.
Способ определения плоскостопия Эту часть работы попроси сделать одноклассников - им тоже будет интересно: а) линейкой нужно измерить ширину средней части ноги в сантиметрах; б) измерь ширину отпечатка ноги под фалангами пальцев ( в самой широкой части стопы) в) первое число раздели на второе и вырази получившийся результат в процентах (умножь на 100).
Оценка результатов. Если полученное соотношение не превышает 33%, то твоя стопа в порядке - плоскостопия нет. Если же результат больше 40%, иди в школу и не выпускай учительницу по биологии из кабинета до тех пор, пока она не расколется - как лечебной физкультурой отбрыкаться от этого самого плоскостопияВ том случае если отпечаток узкой части стопы занимает не более одной трети линии 2 - у вас нет плоскостопия. Если достигает середины и более - не откладывайте визит к врачу-ортопеду.
Комплекс упражнений при плоскостопии и для профилактики его. Ходьба. 1. На носках (до 30 сек.), на пятках (до 30 сек.), на внешней стороне ступни (до 30 сек.).
2. На палке: вдоль палки и поперек гимнастической палки (до минуты).
Босиком!По песку По ребристой поверхности
ОСАНКА Лабораторная работа №3Тема: Если осанка плохая, она навредит моему здоровью? Цель работы:Как определить, правильная ли у тебя осанка, когда ты смотришься в зеркало и сам себе нравишься ( или наоборот). Оборудование:стена в классе ( желательно ровная и не пачкающаяся).
Выполнение работы по оценке правильности осанки. Если такой любопытный, проделай следующее:1. Выбери самую чистую стенку в классе и нежно прижмись к ней спиной. При этом голова, плечи и ягодицы должны касаться стены.2. Сожми свою волю в кулак и попробуй его (кулак) просунуть между стеной и поясницей. Если так не получится, придется выпустить волю на свободу и попробовать пропихнуть ладонь (не отрывайся от стены!).
Оценка результатов. Кулак не прошел, а только ладонь: можешь воображать перед друзьями и радоваться - осанка у тебя хорошая.
Кулак все же пролез: не спеши огорчаться - а вдруг стена кривая? - . Но если с ровностью стены порядок - говори всем, что осанка это не главное. Важнее, чтобы с головой все было в порядке! Шутка! Это совсем не так. Испугайся, тебя может ждать Искривление позвоночника –сколиоз.
Сутулая осанка, в положении сидя-частая причина сколиоза! Справа для примера изображена хорошая осанка.Неправильное распределение нагрузки вызывает износ и изменения в межпозвоночных дисках. Из-за слабости мышц диафрагмы и брюшного пресса происходят изменения в работе дыхательной сердечно- сосудистой систем и желудочно-кишечного тракта.
Нельзя забывать и об эстетическом аспекте неправильной осанки. Сутулость, слабость мышц брюшного пресса – это растущий живот.
Напугался и хочешь иметь красивую осанку, делай так, как советует доктор медицинских наук М. Еремушкин. Напрасно мама с папой и учительница говорят; "Держи спину ровно. Не сутулься!" Есть более полезные привычки для правильной осанки, чем сидеть прямо. Попробуйте:Заучивать наизусть стихи, пересказывать тексты в движении - подпрыгивая, задирая ноги, кружась, кувыркаясь...
Качаться на стуле во время приготовления уроковПовторять устные уроки, раскачиваясь в кресле-качалкеПисать за конторкой стояУчить уроки, сидя на жесткой табуреткеРаботать на компьютере, развалившись в креслеЧитать книги лежа на животе
Правильная осанка Когда поясничный отдел чуть подается вперед, позвоночник, автоматически выпрямляется и принимает идеальную S-образную форму. Создаются благоприятные условия для работы сердца, легких, и органов пищеварения.
Упражнения для выработки навыка правильной осанки: Исходное положение - стоя прямо, руки опущены вдоль туловища, колени выпрямлены, стопы параллельны и вместе. счет 1. Вытянем длинную шею "как у жирафа" счет 2. Опустить и соединить лопатки: "завяжем лопаточки на бантик" счет 3. Просто "спрячем животик" ( делаем вдох) счет 4. "спрятать хвостик".
Как проверить: Сделай шаг от стены, вытяни шею и подними подбородок ("гордый").
Упражнения и рекомендации для сохранения правильной осанки Приседания с прямой спиной: - Исходное положение: встать спиной к ровной стене (руки вдоль туловища, ноги вместе). Выполнять приседания, стараясь не отклоняться от стены, тем самым сохраняя осанку. - то же, но уже отойдя от стены.- Поднимание на носочки: - Исходное положение: встать спиной к ровной стене (руки вдоль туловища, ноги вместе), проверить осанку. Поднимайтесь на носочки, стараясь не отклоняться от стены, тем самым сохраняя осанку. - то же, но уже отойдя от стены. - Ношение предметов на голове: - Выпрямится (проверить правильность осанки) и положите себе на голову небольшую книгу. пройдите по комнате, не уронив книгу.- То же, но перешагивая через небольшие препятствия.
Чтобы исправить осанку, необходимо: Занять исходное положение. Поднять ноги поочередно, сгибая тазобедренные и коленные суставы, до максимального объема, помогая руками притягивать колено к грудной клетке. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10-12 раз. Занять исходное положение. Поднять ноги поочередно, сгибая тазобедренные и не сгибая коленные суставы. При выполнении упражнения не отрывать голову, спину, таз от стены. Повторить 10-12 раз. Занять исходное положение. Делаем боковые наклоны, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10-12 раз.Занять исходное положение. Присесть и встать, не отрывая голову, спину и таз от стены. Повторить 10-12 раз.
30 минут в день рекомендуемых упражнений и ты – модель с прекрасной осанкой!
Обработка результатов. В ходе лабораторной работы мы сделали шуточные снимки.Весело обсудили результаты опытов.Нашли дополнительную информацию в Internet.Научились простым упражнениям для профилактики плоскостопия и формирования осанки.С удовольствием оформили отчёты о работе в виде документов MS Word, презентации Power Point.
Информационные ресурсы. http://www.skeletos.zharko.ru http://www.eka-mama.rulhttp://jamiyat.zn.uz/502http://revmatizma.ruhttp://anatomy.myт www.kindereducation.com www.ergomeb.ru ru.wikipedia.org/wiki/Осанка http://www.inteltoys.ruwww.belkon.ru www.nedug.ru http://www.rostmaster.ru/lib/spine/spine-0089.shtmlhttp://www.ortopediya.ru/foot_surgery.php
Контактная информация. Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №19156017 г. Кострома, ул. Фрунзе,5Тел.(4942) 53-53-01E-mail: [email protected]