Духовно-нравственная направленность Духовно-нравственная направленность Связь с жизнью Опора на закономерности музыки (жанры, язык, образ, стиль) Методы познания, адекватные интонационной природе музыки Критерии отбора материала: художественность, воспитательная ценность, педагогическая целесообразность Целостность урока музыки Разнообразие видов музыкально-практической деятельности учащихся
Программа «Музыка» Программа «Музыка» 1-4 классы Программа «Музыка» 5-9 классы Программа «Искусство» 8-9 классы
Программа «Музыка». 1-4 классы (2001-2005 гг.) Программа «Музыка». 1-4 классы (2001-2005 гг.) - Включена в концепции начального образования: «Школа России», «Преемственность», «Традиционная школа». Программа «Музыка». 5-9 классы (2004-2006 гг.) - В связи с изменением Стандарта по образовательной области «Искусство» перерабатывается с учетом предпрофильной подготовки и профильного обучения. Программа интегративного курса «Искусство» 8-9 классы (2006 гг.) Авторы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская - УМК «Искусство» 8-9 классы (Учебник,CD (творческие задания для учащихся, музыкальный материал для учителя, методическое пособие (2007 г.)
Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта (2004 г.): фольклор, Соответствие Федеральному компоненту государственного стандарта (2004 г.): фольклор, музыка религиозной традиции; «золотой фонд» классического наследия; современная (академическая и популярная) музыка; Усиление роли русского музыкального искусства: вхождение ребенка в мир музыки «от родного порога»; Концентрический принцип структурирования материала; Формирование музыкальной культуры учащихся на основе развития ассоциативно-образного мышления; Интеграция основного и дополнительного музыкально-эстетического образования и воспитания
Восприятие музыки и размышления о ней; Пение – хоровое, ансамблевое, сольное; Инструментальное музицирование; Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; Импровизации – речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные; Выполнение творческих заданий (рабочие и творческие тетради) Исследовательские ученические проекты (6-7 классы)
Художественного, нравственно-эстетического познания музыки Художественного, нравственно-эстетического познания музыки Интонационно-образного и жанрово-стилевого постижения музыки Эмоциональной драматургии урока Перспективы и ретроспективы в обучении Создания «композиций» Художественного контекста (выхода за пределы музыки) Сходства и различия («тождества и контраста»)
Содержание: фольклор, музыка религиозной традиции, классика, современная музыка Содержание: фольклор, музыка религиозной традиции, классика, современная музыка Структурная единица – разворот Понятийный аппарат учебника Вопросы и задания для учащихся Ассоциативно-образный ряд: - литературный (проза и поэзия); - изобразительный (тематические рисунки, фотографии, репродукции различных видов и жанров изобразительного искусства, нотная графика)
Задания разного типа: Задания разного типа: Выявление интонационно-образных, жанрово-стилевых особенностей музыкальных сочинений Закрепление закономерностей музыки, ее основных понятий (интонационная природа, жанры, стиль, язык и др.) Подбор произведений искусства, созвучных музыке Разработка программ концертов, конкурсов, афиш, либретто, сочинения о музыке и музыкантах Импровизации (вокальные, ритмические, пластические и др.) Рисование на темы полюбившихся музыкальных произведений
Адресована учителю музыки, включает в себя: Адресована учителю музыки, включает в себя: Музыкальные произведения из учебников и тетрадей Дополнительный музыкальный материал (вариативность) Адаптированные фрагменты из сочинений крупных жанров Песенный репертуар (темы инструментальных и вокальных сочинений, песни современных композиторов, в том числе авторская песня)
Адресована учителю, включает в себя: Адресована учителю, включает в себя: Музыкальные произведения учебников и тетрадей Записи выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей Классические произведения в современной обработке Перечень музыкальных сочинений, ссылки на произведения из фонохрестоматия других классов Хронометраж звучащих сочинений Завершенность звучания сочинений дает возможность использовать их как на уроках музыки, так и во внеурочных формах занятий
В новом издании будут предложены: В новом издании будут предложены: тематическое планирование по четвертям; примерные сценарии уроков музыки, их варианты; методы, способы и приемы изучения содержания УМК; информация для учителя культурологического, музыковедческого, исторического характера; вопросы и задания для учащихся
ЦОР для 1-4 классов включает в себя: ЦОР для 1-4 классов включает в себя: Текстовой информационный материал, фрагменты прозы, поэзии, словарь терминов и понятий, эмоциональный словарь Видео (фрагменты опер, балетов, мюзиклов, концертное исполнение сочинений, презентации исполнителей и исполнительских коллективов и т.п.) Зрительный ряд (фотографии, репродукции, нотные примеры) Анимацию (изображение в игровой форме сюжетов музыкальных произведений) Звуковой ряд (запись музыкального материала УМК) Систему творческих интерактивных заданий для учащихся
1 класс: 1 класс: «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты» 2 - 4 классы: «Россия Родина моя»; «День, полный событий»; «О России петь, что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»; «В музыкальном театре»; «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» 5 класс: «Музыка и литература»; «Музыка и изобразительное искусство». 6 класс: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки» 7 класс: «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»; «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».
Учебник-тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD)
Учебник Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия ( 2 аудиокассеты, CD)
Учебник Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD)
Учебник Учебник Рабочая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD)
Учебник Учебник Творческая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (3 аудиокассеты, CD)
Учебник Учебник Творческая тетрадь Хрестоматия Фонохрестоматия (6 аудиокассет, CD)
Учебник Учебник Хрестоматия Фонохрестоматия (СD) Методические рекомендации
Критерии музыкального развития: Критерии музыкального развития: Проявление интереса к музыкальным занятиям Степень развития эмоционального и осознанного восприятия Музыкальные предпочтения учащихся (какую музыку любят исполнять, слушать) Степень развития умений и навыков музицирования (пение, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, импровизации, игра на простейших инструментах и др.) Характер размышлений о содержании музыки (эмоциональный словарь, оценочные суждения, их индивидуальность, избирательность) Творческие проявления учащихся в музыкально-практической деятельности Проявление музыкальности во внеурочных формах работы Формы диагностики: Письменное тестирование (на основе звучащей музыки, ассоциативных связей, самодиагностики); Наблюдение («Дневник наблюдений»), выявление уровней – высокий, средний, низкий); Творческие задания; Участие в разработке и презентации исследовательских ученических проектов
Задачи проекта: Задачи проекта: Активизация познавательных интересов к музыке как части жизни Развитие креативного (творческого) мышления Формирование исследовательских умений, разнообразных способов деятельности, коммуникативных навыков Тип проекта: Культурологический Интегративный Критерии оценки защиты проекта: Актуальность темы, практическая направленность ее решения Полнота, оригинальность раскрытия темы Умения делать выводы, обобщения, аргументировать свою точку зрения Практическая деятельность участников проекта Художественное оформление проекта: музыка, слайды, видеоролики, web-презентации, литературное и сценическое решение проекта и др.
Разработка программ и пособий: Разработка программ и пособий: Предшкольное музыкальное образование и воспитание детей Предпрофильная подготовка учащихся (факультативы, элективные курсы) Профильное обучение старшеклассников («Музыка мира: диалог культур») Цифровые образовательные ресурсы для разных возрастных групп