О музыке и об их авторах. И.С.Бах. Хорошо темпери рованный клави р. Часть I , прелюдия и фуга с-moll 2. Ф.Шопен. «Ноктюрн» cis-moll. (Посмертное сочинение) 900igr.net
Бах — один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве Иоганн Себастьян Бах- немецкий композитор , органист. 1685-1750
Сам Бах отличался глубоким смирением и никогда не думал о себе высоко. Своим главным положительным качеством он считал трудолюбие. На вопрос о том, как он достиг такого совершенства в искусстве, Бах скромно отвечал: "Мне пришлось быть прилежным. Кто будет столь же прилежен, достигнет того же". Бах всегда считал себя учеником, а не учителем. Бах был человеком Церкви. Он был не просто глубоко верующим лютеранином, но и богословом, хорошо разбиравшимся в религиозных вопросах. Вся его жизнь была подчинена не мирскому, а церковному календарю. К каждому воскресенью Бах должен был написать "свежую" кантату, к Страстной седмице писал "Страсти" - по Матфею или по Иоанну; к Пасхе писал "Пасхальную ораторию", к Рождеству - "Рождественскую". Именно этим ритмом церковных праздников, ритмом священных памятей определялся весь строй его жизни.
Хорошо темпери рованный клави р (нем. Das wohltemperierte Klavier), , — цикл произведений И. С. Баха, состоящий из 48 прелюдий и фуг для клавира, объединённых в 2 тома по 24 произведения. Полное название — «Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги во всех тонах и полутонах, касающихся как терций мажорных, так и терций минорных. Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении; составлено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом — в настоящее время великого князя Анхальт-Кётенского капельмейстером и директором камерной музыки»; ХТК был написан по мотивам Евангелия; каждая прелюдия и фуга символизировала какое-то событие Святых писаний или характер, чувства Святых, когда они еще обитали на Земле. В цикле четко прослеживаются несколько сюжетно-смысловых пластов, связанных с основными вехами евангельского повествования . I. Ветхий завет II. Рождество c-moll I том Посещение Марией Елисаветы «Долина слез» (прелюдия) III. Деяния Христа IV. Страстная неделя V. Торжественный пасхальный цикл VI. Догматический цикл. c-moll I том Пламенеющая вера (Неопалимая купина) (фуга) Титульный лист ХТК
ХТК ч.I, прелюдия и фуга с- moll Прелюдия c-moll I том Посещение Марией Елисаветы «Долина слез» - Значение встречи Девы Марии с Елисаветой состоит в том, что в этот момент Елисавете впервые открылась тайна Воплощения Господа. Вплоть до эпохи Позднего Средневековья этот сюжет не изображался как самостоятельный, а примыкал к сценам Благовещения и Рождения Христа. Лишь с XV века он появляется в виде отдельного сюжета произведений изобразительного искусства. (см.икону). Встреча Марии и Елисаветы - икона Клостернойбург (под Веной), Монастырский музей, ок.1439год
Неопали мая купина — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Моисей перед Неопалимой купиной (икона XII века, монастырь Святой Екатерины) ХТК ч.I, фуга с- moll В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Икона Богородицы Неопалимая Купина
Его музыка не была по-настоящему оценена современниками. При жизни он славился, главным образом, игрой на органе. О Бахе-органисте рассказывали как о чуде, ему посвещали стихи: «Говорят, когда Орфей трогал струны своей лютни На звуки её сбегались из леса звери. Но искусство Баха по праву считают выше, Потому что весь мир дивился ему…»
Органные концерты... Обычно они проходят в переполненном слушателями зале. В целом ряде городов нашей страны - в филармониях, консерваториях - устанавливаются новые инструменты. Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа поражает своей грандиозностью: всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.
Орган на сцене Малого зала им. А.К.Глазунова Санкт-Петербургской консерватории
Органный зал Сочи конкурса вокалистов имени Валерии Барсовой
орган кафедрального собора в Калининграде
орган Большого зала Московской консерватории
Орган в Мариинском театре
Со смертью Баха окончился и золотой век органной музыки, но не потому, что умер великий композитор, а потому, что в музыкальном творчестве утверждался новый стиль, который культивировали его сыновья Карл Филипп Эмануэль и Иоганн Кристиан, а также Йозеф Гайдн, Ян Вацлав Антонин Стамитц и другие композиторы молодого поколения. Рождался симфонический оркестр, заслонивший собою орган. Наступало время музыкального классицизма, сменившего музыку эпохи барокко.
Музыкальный романтизм — стиль, завоевавший Европу в первой трети XIX столетия — нашел в гении Фредерика Шопена свое концентрированное воплощение. Как в магическом кристалле, все стороны этого антиклассического, бунтующего против метафизики эпохи Просвещения, художественного стиля оказались явлены в этом прославленном композиторе. Фредерик Шопен –(1810-1849) - классик польской музыки. Одно из замечательных свойств музыки Шопена -- ее доходчивость. Она словно бы идет от .
Памятник Шопену в Варшаве Музыка не имеет Отечества; Отечество её- вся Вселенная. Ф. Шопен
В этом доме родился Шопен. Тишина здесь, как пауза в хоре. И так властно берет меня в плен Ощущенье восторга и горя. Смотрим в детскую эту тетрадь, Где стихи и смешные фигурки, А сердца начинают стучать Окрыляющим тактом мазурки. На столе, простоявшем сто лет, Возле свечки раскрытая книга И овальный девичий портрет: То сестра Фредерика—Людвига. В этом доме родился ШОПЕН Тяжела ее ноша была: Не она ль по великому праву Сердце брата тогда привезла Из Парижа в родную Варшаву? Это больше, чем мать и жена, Это - Польша, немая от горя. В этом доме стоит тишина, Словно вечная пауза в хоре. Через парк, где дубы высоки, Вьется речка в сиянье заката. Я спросил про названье реки, И поляк мне ответил: «Утрата».
Фредерик Шопен - величайший мастер ноктюрна. Уже само название «ноктюрн» говорит о многом. Ведь его значение в переводе с французского – «ночной». Его перу принадлежит двадцать фортепианных пьес этого жанра. Типичные настроения и образы Шопеновских ноктюрнов – меланхолическая мечтательность, светлая элегичность, затаенная грусть, порой тоска, нежные признания, звукопись ночной природы; а с другой стороны – пламенные порывы, душевная тревога, мрачная патетика, драматические и трагические сцены, перекликающиеся с балладами. Шопен смело ломает традиционные рамки жанров и его ноктюрны не всегда оправдывают свое наименование «ночной музыки».
И.Трояновский Старинный хлам. Знакомые до боли Коньки-снегурки, таза медный звон - Я лезу в пыль домашней антресоли - Гора винила, старый патефон... Но я ищу средь обветшалой стари Раздолбанную деку и смычок, Внутри - клеймо - поддельный "страдивари", Бесценный, раритетный старичок. Взяв на руки, подняв его из тлена, Я чувствую, он трепетно ожил, И, чу... Ноктюрн! Я слушаю Шопена В дрожании нестройном бычьих жил... Стремянкой лет - сквозь годы, как сквозь стены - Кровь первой драки, первой страсти пыл, И первая потеря... и измена... Шопена я не знал. Но я им был. А он был мной, в футляре старой скрипки, Заброшенный с хламьём на антресоль. Я рвал бока о пробы и ошибки, А он всё ждал, ютя под декой моль. Лишь иногда нечаянным сюрпризом Он из эфирных проникал глубин В пестрящий чёрно-белый телевизор, И смех, и грех - "в Москве - минус один"... Он надрывался музыкой в турбинах Когда судьбою проклятый "тюльпан", Рыдая, плыл домой, таясь в вершинах, Ни жив, ни мёртв, под грузом рваных ран. На шеях пацанов вздувались вены И головы задрав, что было сил, Они внимали аэроШопену, И в каждом сердце он незримо жил. Божественный, как истинный Мессия, Он вхож был в гороскопе в каждый "дом", Распахивая дверь любой стихии Своим, скрипичным, мастером-ключом. Жизнь - не игра, скромней будь, Мельпомена, Нас лицедеям, нет, не обмануть Молчите, пушки! Я... ...я слушаю Шопена! Я молча постигаю его суть. Не на концерте, где душой лажая, Скрипач помпезным лоском огорчит, Где в ложе VIP, Шопена заглушая, "Карманный Моцарт" варварски бренчит. А в переходе! В баре! На бульваре! Где голоден маэстро, но хмелён, Раздолбанным, поддельным "страдивари" Мне душу выворачивает он! Вот где кипит в душе дерьмо и пена! Как-будто я опять иду на рать, Со спазмом в горле - я... ...я слушаю Шопена, И не могу червонец не подать...