ЭРМИТАЖ Западноевропейское искусство ЖИВОПИСЬ Разработал презентацию: учитель изобразительного искусства Климова Наталья Васильевна МОУ Лицей №15 900igr.net
Итальянская живопись XIII – XVIII веков
Итальянская живопись XIII – XVIII веков Мадонна из сцены «Благовещение» 1340-1344 Мартини Cимоне, ок. 1284-1344 В произведении Мартини мадонна представлена в традиционной позе смущённой девы, выслушивающей архангела Гавриила, явившегося возвестить ей о предстоящем рождении Христа. В отличие от суровых, строгих образов "цариц небесных" Мартини создаёт исполненный изящества, лиричный образ. Изысканность линейных контуров, утончённая красота цветовых сочетаний, миниатюрная тщательность в передаче орнаментальных мотивов характерны для творческого почерка мастера. Картина, созданная в Авиньоне при дворе римского папы, является частью диптиха. Другая его створка с изображением архангела хранится в Национальной галерее в Вашингтоне.
Итальянская живопись XIII – XVIII веков Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) 1490 -1491 Леонардо да Винчи 1452-1519 Мадонна с младенцем исполнена, очевидно, в Милане, куда художник переехал в 1482 году. Возвышенная красота облика Мадонны, нежность материнской любви, ощущаемая в ее взгляде, обращенном к сыну, покой далекого гористого ландшафта отражают представление Ренессанса о гармонии мира и человека. Глубина и благородство содержания сочетаются в картине с композиционной ясностью, красотой линейного и цветового ритма, мягкостью светотени, осязаемо моделирующей форму. Картина поступила в 1865г. из собрания герцога Антонио Литта в Милане, с именем которого связано ее название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.
Итальянская живопись XIII – XVIII веков Юдифь Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) 1477-1510 Юдифь Джорджоне относится к числу лучших произведений венецианской школы, представленных в Эрмитаже. Художник обращается к библейской легенде. Молодая вдова Юдифь, желая спасти свой родной город от нашествия ассирийских войск, отправляется в стан врага, и пленив своей красотой и умом военачальника Олоферна, обезглавливает его. Джорджоне, мастер лирического дарования, избегая показа драматической кульминации легенды, представляет Юдифь в состоянии спокойного раздумья. Созерцательное настроение героини, безмятежный пейзаж, казалось, не связаны с только что происшедшим драматическим событием, о котором напоминают атрибуты легенды, составляющие контраст с красотой мира, образ которого создается мягкостью текучих линий, изысканностью колорита.
Итальянская живопись XIII – XVIII веков Святой Себастьян 1570-е Тициан ( Тициано Вечеллио) 1485/90 - 1576 Герой картины "Святой Себастьян", казнимый врагами христианской веры, предстает как мученик, не сломленный духовно, но одинокий в мрачном и враждебном окружении. Колорит, основанный на контрасте темных и пурпурно - желтых тонов, поддерживает тревожную атмосферу сцены, а свойственная позднему периоду творчества мастера экспрессивная живописная манера, характер мазков, нанесенных широкой кистью, энергичным движением шпателя или пальцем усиливает трагическое звучание темы мученичества, к которой неоднократно обращается Тициан в последние годы жизни.
Итальянская живопись XIII – XVIII веков Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом) 1506 г Рафаэль (Рафаэлло Санти) 1483-1520 Картина относится к раннему, флорентийскому, периоду творчества художника. Изображая Марию, младенца Христа и святого Иосифа, Рафаэль очищает свои образы от всего будничного, отбрасывает случайные черты и бытовые детали, возводя их на пьедестал совершенства. Текучие и плавные линии контуров, перекличка цветовых пятен, продуманное расположение фигур рождают в картине чувство гармонии, величия и простоты, присущее произведениям Рафаэля. Художник отступает от традиционной иконографии Иосифа, изображая его без бороды, - отсюда второе название картины.
Испанская живопись XV – XVIII веков
Испанская живопись XV – XVIII веков Апостолы Петр и Павел 1587-1592 Доменикос Теотокопулос ( Эль Греко ) 1541-1614 Эль Греко, один из первых живописцев в Испании, изобразил святых Петра и Павла вместе. Соединение двух главных апостолов христианской церкви в одной картине дало художнику возможность перевести на язык искусства религиозные проблемы и противопоставить разные человеческие характеры. Цельность личности, убежденность и страстность св. Павла противопоставлены кротости и смирению св. Петра. Контрастность звучания образов святых создается постановкой фигур, выразительной пластикой жестов, цветом и экспрессивной, подвижной живописной техникой. Работа, написанная в период творческого расцвета, стала программной. Эль Греко продолжил ее в сериях апостоладос (изображениях Христа и двенадцати апостолов).
Испанская живопись XV – XVIII веков Завтрак Около 1617 Диего Веласкес де Сильва 1599-1660 Эрмитажный "Завтрак" - одно из наиболее ранних произведений художника. Оно относится к севильскому периоду творчества мастера , когда он часто обращался к жанру "бодегонес" (от bodega-кабачок). Веласкес живо и непосредственно передает обыденную сцену. Лица людей, изображенных за трапезой, портретны и встречаются в ряде других произведений художника. Увлечение художника караваджизмом сказалось в выборе сюжета застолья и в использовании контрастного освещения. Натюрморт на переднем плане скупостью предметов и разрежённым ритмом их расположения отражает строгий вкус, присущий испанским мастерам в этом жанре. Существует предположение, что юноша, изображенный справа - автопортрет Веласкеса.
Испанская живопись XV – XVIII веков Портрет Оливареса Около 1638 Диего Веласкес де Сильва 1599-1660 Работая при дворе Филиппа IV, Веласкес неоднократно писал портреты короля и членов его семьи. Не раз позировал ему и главный министр двора. Портрет был написан в 1630-е годы, когда в творчестве мастера появляются скромные погрудные изображения короля и придворных, где главное внимание художник уделяет раскрытию внутреннего мира портретируемых. Все внимание Веласкес концентрирует на лице, раскрывая сложный характер министра, где за улыбкой, внешним спокойствием и мнимой мягкостью скрывается незаурядность натуры, проницательный ум и железная воля. Картина выдержана в строгом сдержанном колорите. Глубокий черный тон одежды сопоставлен с изысканным оливковым фоном и белым пятном воротника. Элегантный костюм, соответствующий торжественности дворцового церемониала, способствует приподнятости образа.
Голландская живопись XVII – XVIII веков
Голландская живопись XVII – XVIII веков Болото 1665 - 1669 Рейсдал Якоб Изакс ван 1628 - 29 - 1669 Жизнь природы как извечная борьба созидающих и разрушительных сил- эта тема лежит в основе одного из лучших произведений Якоба ван Рейсдала, самого крупного художника голландского пейзажа второй половины 17 в. Первобытная мощь природы, нерасторжимость ее вечного цикла, в котором соединены рождение, расцвет и гибель, выражены в мотиве исполинских деревьев разных возрастов. Во внешнем спокойствии этого уединенного лесного пейзажа заключено огромное драматическое напряжение. Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение.
Голландская живопись XVII – XVIII веков Флора 1634 Рембрандт Харменс ван Рейн 1606 – 1669 Свою жену Саскию ван Эйленбурх в виде Флоры, античной богини весны и цветов, Рембрандт писал трижды в 1634, 1635 и 1641годах. Эрмитажное полотно, созданное им в год свадьбы, свидетельствует о восторженной любви художника к молодой женщине. Особое очарование придает образу контраст неуверенности и робости, с которой позирует юная модель, и великолепия богато расшитых одежд и аксессуаров. В картине соединились особенности пасторального и исторического портрета.
Голландская живопись XVII – XVIII веков Завтрак с крабом 1648 Хеда, Виллем Класс (1594 - между 1680-82) Столовая утварь и завтрак на столе - излюбленная тема живописцев города Харлема. "Завтрак с крабом " - одно из лучших произведений Хеды - принадлежит к числу самых изысканных натюрмортов такого типа. Он выдержан в серебристой гамме, ни одно яркое пятно не нарушает единства тонального колорита. Используя свой излюбленный прием, художник многократно повторяет отражение окна в мастерской на поверхностях различных по фактуре предметов. Мягкий свет, льющийся спокойным потоком, подчеркивает единство строго продуманной композиции.
Голландская живопись XVII – XVIII веков Возвращение блудного сына Около 1668-69 Рембрандт Харменс ван Рейн 1606 - 1669 Сюжет знаменитого полотна "Возвращение блудного сына" восходит к евангельской притче (Евангелие от Луки 15, 20 - 24 ). Эпизод к которому неоднократно обращался Рембрандт в графических работах более раннего времени, в эрмитажной картине, созданной художником незадолго до смерти, трактован с величайшим трагизмом, возвышающим его до символа общечеловеческого значения. В фигурах главных героев - склонившегося старика и коленопреклоненного сына - выражена сложнейшая гамма чувств: раскаяние и милосердие, безграничная любовь и горечь позднего духовного прозрения. Эти образы - одна из вершин психологического таланта Рембрандта.
Голландская живопись XVII – XVIII веков Хозяйка и служанка После 1660 Хох Питер де 1629-после 1684 В своем полотне "Хозяйка и служанка" художник запечатлел типичную для Голландии сцену. Показанное им повседневное событие - отчет о покупке рыбы - превращается в поэтическое воплощение спокойного бюргерского быта. Характерный прием де Хоха - калитка, показанная на заднем плане, за которой виден кусочек улицы, - позволил ему сделать замкнутый мирок бюргерского дома сопричастным жизни окружающего мира. В области живописных исканий художника интересует проблема изображения рассеянного солнечного света, прозрачности и свежести воздушной среды, наполняющей уютный дворик, где человек и окружающее его пространство находятся в полной гармонии друг с другом. Картина относится ко времени полного расцвета таланта художника.
Нидерландская живопись XV – XVI веков
Нидерландская живопись XV – XVI веков Мадонна с младенцем у камина Около 1433-1435 Кампен Робер (Флемальский мастер) Около1380-1444 Правая створка диптиха, посвященная христианскому догмату воплощения, менее условна и традиционна, чем левая. Мадонна предстает в образе нидерландской горожанки, сидящей у камина в интерьере бюргерского дома XV века. Однако образный строй картины пронизан христианской символикой: полотенце и умывальник являются знаками чистоты Мадонны. Средневековая традиция сохраняется в готической удлиненности фигур, но в передаче трехмерности пространства и объемности предметов при помощи светотеневой моделировки художник проявляет себя как мастер Северного Возрождения. В том как тщательно выписаны металлический кувшин и таз, дрова и огонь в камине, узорчатое одеяльце, видна характерная для нидерландцев привязанность к миру вещей, умение заметить поэзию повседневного. Исполненная на белом грунте, в технике масляной живописи, освоенной в Нидерландах раньше, чем в других странах, картина отличается яркостью и прозрачностью красок.
Нидерландская живопись XV – XVI веков Троица Около 1433-1435 Робер Кампен (Флемальский мастер) Около 1380-1444 Левая створка диптиха посвящена одному из двух основных догматов христианства - искуплению. Изображение Троицы основано на традиционной иконописной схеме. Христос представлен мертвым на руках Бога-Отца, рядом с ним парит голубь - Святой Дух. Горельефы на ручках трона связаны с христианской символикой: пеликан, кормящий своим телом птенцов, символизирует обряд причастия, львица напоминает легенду о пробужденных к жизни рычанием льва мертворожденных львятах, что ассоциировалось с воскресением Христа Богом-Отцом. Характер композиции, объемная лепка застывших фигур и изображение пьедестала свидетельствуют о влиянии готической скульптуры.
Английская живопись XV – XVII веков
Английская живопись XV – XVII веков Портрет дамы в голубом Около 1780 Гейнсборо Томас 1727-1788 Портрет, относящийся к числу наиболее совершенных произведений Гейнсборо, является единственной в Эрмитаже работой одного их самых поэтичных художников Англии. Изысканная тональность палитры, особая живописная манера наложения красок жидким полупрозрачным слоем, быстрые мазки, нанесенные тонкой кистью, придают образу английской аристократки одухотворенность и изящество.
Английская живопись XV – XVII веков Кузница. Вид снаружи 1773 Райт из Дерби Джозеф 1734-1787 "Кузница"- один из наиболее частых сюжетов в творчестве Райта, к которому он неоднократно обращался в 1770-е годы. В основу композиции положен документально точный рисунок пером, хранящийся в Художественной галерее в Дерби. Изображение человека, работающего в кузнице ночью открывало для художника богатейшие возможности передачи эффектов освещения. Противопоставление горячего источника света бледному мерцанию луны, контрасты света и тени придают обыденной сцене романтический оттенок.
Английская живопись XV – XVII веков Младенец Геракл, удушающий змей 1786 Рейнолдс Джошуа 1723-1792 Картина была заказана в 1785 году Екатериной II Рейнольдсу, возглавлявшему тогда английскую Академию художеств. Художнику было предоставлено право выбора сюжета: "Я избрал темою сверхъестественную силу Геракла еще во младенчестве, ибо сюжет этот допускает аналогию с недетской мощью Русской империи". Литературным источником послужила ода поэта Пиндара, в которой рассказывается, как ревнивая супруга Зевса богиня Гера подослала змей к колыбели младенца Геракла (сына Зевса и Алкмены), чтобы погубить его. Сочетание пафоса и декоративной эффектности барокко с известной рациональностью построения и классицистичностью образов характеризует английскую историческую живопись этой эпохи.
Французская живопись XV – XVIII веков
Французская живопись XV – XVIII веков Савояр с сурком 1716 Ватто Антуан 1684-1721 "Савояр" занимает центральное место в значительной группе произведений 1715 -1716 годов, посвященных бедному люду. Художник изображает бродячего музыканта из провинции Савойя, с кларнетом и ученым сурком. Вероятно, художник использовал рисунки, выполненные с натуры. Их сохранилось два :зарисовка фигуры савояра и набросок пейзажа в Жантильи - излюбленном месте прогулок художника. Контраст между конкретной трактовкой внешнего облика мальчика, фигура которого написана широкими, густыми мазками теплого коричневого тона и эскизностью исполнения пейзажа, выдержанного в светлых холодных тонах, создает впечатление одиночества человека в мире, похожем на театральную декорацию.
Французская живопись XV – XVIII веков Паралитик 1763 Грез Жан Батист 1725-1805 Картина "Паралитик" - характерный пример живописи эпохи Просвещения. Стремясь создавать искусство, призванное воспитывать людей и побуждать их к добродетели, художник представляет многочисленное семейство, которое собралось вокруг разбитого параличом старика. Трогательная по замыслу сцена выглядит несколько нарочитой и театральной. Успех картины при ее появлении был очень велик, она искренне волновала зрителей. Дени Дидро в своем критическом обзоре писал: "Вот поистине мой художник - это Грез... Его картину "Паралитик" лучше было бы назвать "Награда за хорошее воспитание". Прежде всего мне нравится этот жанр. Это - моральная живопись". По совету Дидро полотно было приобретено Екатериной II у самого автора в 1766 г. В коллекции Эрмитажа хранится часть подготовительных рисунков к этому знаменитому полотну.
Французская живопись XV – XVIII веков Поцелуй украдкой Фрагонар Жан Оноре. 1732-1806 Продолжая в своем творчестве серию "поцелуев", в этой картине конца 1780-х годов, Фрагонар трактует тему в лирическом, чуть сентиментальном ключе. Лицо изображенной на картине девушки напоминает черты его дочери. Художник, всегда удивлявший свободой живописной манеры, в поздних работах приходит к почти голландскому пониманию цвета и фактуры. Виртуозно владея светотенью, художник стремится к особой тщательности в проработке деталей интерьера, точности в передаче блеска освещенного шелка, прозрачности легкого шарфа, узора кружев и лент.
Французская живопись XV – XVIII веков Натюрморт с атрибутами искусств 1766 Шарден Симеон 1699-1779 Создавая по заказу Екатерины II для Академии художеств в Петербурге один из лучших своих натюрмортов-аллегорий, Шарден изображает предметы, олицетворяющие те или иные искусства. Следуя своему реалистическому методу, художник пишет каждый предмет с натуры. Так, статуэтка Пигаля "Меркурий, завязывающий сандалию" и кувшин, известные по ряду произведений Шардена, интересны как вещи, принадлежавшие ему. Строгая продуманность композиции сочетается в картине с живописной передачей фактуры и объемов предметов в их неразрывной связи со световоздушной средой.
Французская живопись XIX – XX веков
Французская живопись XIX – XX веков Бильярд 1807 Буальи Луи Леопольд 1761-1845 На лучшей из девяти эрмитажных картин знаменитого французского жанриста Буальи изображена одна из парижских бильярдных времен Империи. Подобные бильярдные залы становились своеобразными клубами, где не только развлекались, но и обменивались мнениями и новостями. Художник представляет дам, играющих наравне с мужчинами - сюжет, отличающийся новизной и отражающий немаловажные изменения в обществе. Происходит игра в "карамболь" (то есть в три шара - один красный и два белых) на бильярдном столе без луз. Объединяя участников сцены в группы, Буальи подчеркивает изящество их поз и движений и создает напоминающую театральную сцену композицию, в которой чувствуются отголоски господствующего в эту эпоху строгого и торжественного классицизма.
Французская живопись XIX – XX веков Портрет графа Н.Д.Гурьева 1821 Энгр Жан Доминик 1780 - 1867 Энгр, один из самых блистательных портретистов XIX века, представлен в Эрмитаже единственной работой - портретом участника войны 1812 года, дипломата Н. Д. Гурьева. Подчеркивая неповторимо индивидуальное в облике русского вельможи, художник выявляет в нем внутреннюю значительность и чувство собственного достоинства. Точный рисунок в сочетании с тщательной моделировкой придает портрету поистине классическую чеканность форм.
Французская живопись XIX – XX веков Три женщины 1908 Пикассо Пабло-и-Руис 1881 - 1973 Одна из самых значительных кубистических картин, к которой было создано около 70 эскизов. Пикассо осмысляет традиционный в европейском искусстве мотив трех граций. Вся группа напоминает кристалл, в структуре которого уравновешиваются движение и статика. Господство пластического начала подчеркнуто решительным преобладанием красновато-коричневых тонов, сдерживающих своей материальностью тот порыв, что заложен внутри композиции.
Французская живопись XIX – XX веков Портрет актрисы Жанны Самари 1878 Ренуар Пьер Огюст 1841 - 1919 Парадный портрет актрисы, блиставшей на сцене театра Комеди Франсез, написан для парижского Салона 1879 года. Жанна позирует художнику артистично, естественно и изящно. Ренуар фиксирует мгновенное впечатление. В импрессионистической живописной манере он передает многообразие красочных оттенков и световых бликов на платье, светлое золото ее роскошных волос, ощущение воздушной среды. "Ренуар создал образ парижанки", - заметил однажды о его портретах друг художника, живописец Сезанн.
Французская живопись XIX – XX веков Сафо и Фаон 1809 Давид Жак - Луи 1748-1825 Для картины, заказанной князем Н. Б. Юсуповым, художник избирает легенду о древнегреческой поэтессе Сафо, влюбленной в прекрасного юношу Фаона. На коленях Сафо лежит свиток с посвященными ему стихами на греческом языке: "Тот кажется мне богу равным ...". Единственная в Эрмитаже поздняя работа Давида относится к тому этапу классицизма, когда в античности предпочитали черпать не героические, а любовно-мифологические сюжеты . Чуждый в своем творчестве сентиментальности и повествовательности, художник делает акцент на композиционном построении и рисунке, на идеальной красоте и ясной завершенности форм.
Французская живопись XIX – XX веков Охота на львов в Марокко 1854 Делакруа Эжен 1798-1863 Одна из двух поздних работ крупнейшего мастера французского романтизма, хранящихся в Эрмитаже. Написанная через 20 лет после поездки художника на Восток, она не является точным воспроизведением определенной сцены, а отражает представление художника о жизни экзотической страны. Яркая красочность, контрастное сопоставление цветов подчеркивают напряженную атмосферу ожидания схватки со львом, которая потребует наивысшего напряжения духовных и физических сил человека.
Французская живопись XIX – XX веков Начало весны (Маленькие фавны) Около 1900 Боннар Пьер 1867-1947 Городок Вернуйе, одно из своих излюбленных мест, художник писал несколько раз. Пейзаж из коллекции Эрмитажа проникнут радостным весенним настроением, художник населяет его мифологическими персонажами - маленькими фавнами. Развивая импрессионистическое понимание цвета, художник приходит к синтезу цвета и света, определяющему живописную структуру его холста.
Французская живопись XIX – XX веков Пруд в Монжероне 1876 - 1877 Моне Клод 1840 - 1926 Клод Моне, в творчестве которого наиболее полно воплотились особенности импрессионизма, представлен в Эрмитаже работами разных периодов. К периоду расцвета импрессионизма относятся два больших полотна, созданные для украшения дома Ошеде, мецената и друга импрессионистов. Один из них - "Пруд в Монжероне". Отказавшись от правил построения классического пейзажа, художник сосредоточился на передаче изменений световоздушной среды, на цвето-световой характеристике предметного мира, придающих удивительную живописность мгновенному впечатлению.
Немецкая живопись XVI – XVIII веков
Немецкая живопись XVI – XVIII веков Мадонна с младенцем под яблоней Между 1520-1526 Кранах Лукас Старший 1472-1553 Символика лучшей из пяти картин Кранаха в Эрмитаже связана с христианским догатом о грехопадении и спасении рода человеческого: младенец Христос держит в руках яблоко и хлеб как символ искупления первородного греха ценою своей плоти. Однако произведение пронизывает ренессансное светское мироощущение - Мария предстает в образе изысканной дамы, с характерным для многих героинь Кранаха узким, удлиненным разрезом глаз. Красочная гамма, построенная на сочетании красного, золотисто-желтого цвета с темным изумрудно-зеленым и холодным голубым, усиливает ясно ощутимое в картине гуманистическое утверждение радости земного бытия.
Немецкая живопись XVI – XVIII веков Портрет молодого человека 1518 Гольбейн Амброзиус 1495-1520 Эрмитажный портрет - одна из последних работ рано умершего художника - старшего брата знаменитого Ганса Гольбейна Младшего. Имя заказчика неизвестно, так как монограмма на берете не расшифрована, но костюм позволяет судить о его высоком положении в обществе. Величественные архитектурные сооружения фона не только придают картине парадный вид, но свидетельствуют о духовном облике, интеллекте портретируемого. Восприятие итальянских ренессансных образцов не мешает художнику сохранить характерные для немецкого искусства тщательность изображения мелких подробностей и обилие деталей.
Немецкая живопись XVI – XVIII веков Персей и Андромеда 1777 Менгс Антон Рафаэль 1728-1779 Крупнейший представитель неоклассицизма 18 века, Менгс обращается к античному наследию в поисках совершенных художественных форм. Замысел картины на сюжет из "Метаморфоз" Овидия навеян античной камеей, некогда принадлежавшей жене художника, а ныне хранящейся в Эрмитаже. Образ Персея восходит к статуе Аполлона Бельведерского и к мозаике "Спасение Гесионы Гераклом и Теламоном" из виллы Альбани в Риме. Мастерство скульптурно-объемной моделировки фигур персонажей говорит об интересе мастера к достижениям итальянского Ренессанса.
Немецкая живопись XIX – XX веков
Немецкая живопись XIX – XX веков На парусном корабле Фридрих Каспар Давид , 1774-1840 Одно из 9 эрмитажных полотен крупнейшего художника немецкого романтизма написано сразу после свадебного путешествия с женой Каролиной по северу Германии и является редчайшим в его творчестве случаем непосредственного отражения конкретного события. В фигурах принято видеть своеобразные романтизированные портреты Фридриха и его жены. Увлеченный идеей нерасторжимого единства бесконечного мироздания и духовного мира человека, художник находит для ее претворения особые приемы. В данном случае это неожиданная для начала 19 века композиция - нижний край холста разрезает палубу. Включенный в живописное пространство зритель оказывается спутником героев картины, соучастником их чувств и мыслей.
Немецкая живопись XIX – XX веков Композиция VI 1913 Кандинский Василий, 1866-1944 Картина является одним из наиболее значительных произведений, созданных художником в Мюнхене, где он организовал в 1911 году вместе с немецким живописцем Францем Марком новаторскую группировку "Синий всадник". Творчество Кандинского эволюционировало в сторону беспредметной живописи. Приступая к созданию этого драматического полотна, художник хотел назвать его "Потоп". Клубящиеся массы материи бушуют словно волны. Освещенные вспышками зарниц, пронизанные грозовыми ливнями, они создают впечатление грандиозной вселенской катастрофы.