«В. М. Васнецов – богатырь русской живописи» М. Горький Посвящается 150-летию со дня рождения художника.
Содержание: 1. Краткая биография художника В. М. Васнецова. 2. Передвижники. 3. Из статьи В. Стасова. 4. «Кто в тереме живет» (воспоминания сына художника) 5. Третьяковская галерея. 6. Описание картин художника. 7. Библиография. В Ы Х О Д 8. Авторы.
Биография В. М. Васнецова: Васнецов Виктор Михайлович --- русский художник. Родился 3(15) мая 1848 г. в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Рос в крайней бедности. Учился в семинарии, затем уехал в Петербург и, поступив в Академию Художеств, был настолько уверен, что его не примут, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников и только после этого стал студентом Академии, которую посещал в 1868-75гг., но оставил ее, не закончив полностью курса. Все время обучения вынужден был добывать средства к существованию. Работал как гравер и рисовальщик, сотрудничал с рядом петербургских журналов. продолжение В Ы Х О Д Вернуться в содержание
Начал как жанровый живописец и получил некоторую известность благодаря картинам «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма». Однако настоящая слава пришла к нему после того, как он обратился к темам национальной истории, к русским былинам и сказкам. Основные работы: «После побоища Игоря Святославича с половцами»(1880), «Аленушка»(1881), «Иван Царевич и Серый Волк»(1889), «Богатыри»(1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный»(1897). Выполнил монументальное панно «Каменный век» для исторического музея в Москве (1883-1885гг.), о котором И.Грабарь писал: «Впечатление, произведенное на современников «Каменным веком», пожалуй, можно сравнить только с впечатлением, произведенным когда-то «Помпеей» К.Брюллова. Как ее, так и «Каменный век» сочли новой эрой рассвета русского искусства». По его проекту выстроена церковь в Абрамцево, фасад Третьяковской галереи, собственный дом в Москве (ныне музей его имени), спроектировал домашнюю церковь, шутейную избушку на курьих ножках, писал декорации к спектаклям, расписал кафедральный Владимирский собор. Работал как архитектор. Продолжая много трудиться, Васнецов выполнил эскизы для мозаик собора в Варшаве, участвовал в реставрации Московского Кремля. Октябрьскую революцию принять не мог, но не эмигрировал, а жил, занимаясь «оканчиванием уже давно начатых картин из сказочного мира». Член Товарищества Передвижных художественных выставок с 1876 года, с 1893---действительный член Петербургской Академии художеств. Деятельно участвовал в работе Абрамцевского кружка художников (В.Д.Поленов, М.В.Нестеров и др.) Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника М.В.Нестерова, Васнецов скончался. В доме В.М.Васнецова, почти полностью сохранившем прежнюю обстановку, открыт музей. Вернуться в содержание В Ы Х О Д
Передвижники. Товарищество передвижных художественных выставок объединило лучших художников тех лет, и на его выставках регулярно выставляли свои произведения В.Перов, И. Крамской, Н.Ге, А.Саврасов, Ф.Васильев, В.Маковский, И.Репин, К.Савицкий, Н.Ярошенко, В.Максимов, В.Суриков, В.Васнецов, Г.Мясоедов, В.Поленов, В.Серов, Н.Касаткин, И.Шишкин, И.Левитан, А.Архипов, С.Иванов, С.Коровин и многие другие. Не будет преувеличением, если скажем, что история русской живописи 1870-1890-х годов это в значительной мере и есть история передвижничества. Вернуться в содержание В Ы Х О Д
Из статьи В.Стасова «Передвижная выставка 1878 года» в газете «Новое время» за 29 и30 марта: «…Мне хочется начать свой обзор выставки с того, что на ней есть самого важного, т.е. с доказательств успеха и развития. Выше и важнее этого, конечно, ничего нет. Из картин г. Васнецова внимание заслуживает всего одна: «Витязь» г. Васнецова принадлежит к лучшему, что он до сих пор сделал. Это род тяжелого, немножко неуклюжего (как и следует) Руслана, раздумывающего о своей дороге на поле битвы, где валяющиеся по земле кости и черепа поросли «травой забвенья». Большой камень с надписью, торчащий из земли, богатырский конь, грузный такой, на каких должны были ездить Ильи Муромцы и Добрыни, и которых найдешь сколько угодно даже и до сих пор по России,--- унылость во всем поле, красная полоска зари на горизонте, солнце, играющее на верхушке шлема, богатые азиатские доспехи на самом витязе, его задумчивый вид и опустившаяся на седле фигура--- это все вместе составляет картину с сильным историческим настроением». продолжение В Ы Х О Д Вернуться в содержание
Одна выставка. Объявление в петербургских газетах за 7 марта 1878 года: «6-я выставка картин Товарищества передвижн. художественных выставок открывается 9 марта, в новом помещении Общества поощрения художников в доме, бывшем Градоначальника, Большая Морская, №40. Экспонаты: Боголюбов, Бронников, Брюллов, Васнецов, Гун, Киселев, М.П.Клодт, М.К.Клодт, Крамской, Куинджи, Литовченко, Максимов, Маковский, Мясоедов, Репин, Савицкий, Шишкин, Ярошенко. Выставка будет открыта ежедневно, от 10 час. утра до 5 час. пополудни.Плата за вход 30 коп.» Вернуться в содержание В Ы Х О Д
Кто в тереме живет?(Воспоминания сына художника) «Хорошо все-таки быть сыном художника!» __ думал Володя Васнецов, лежа на травке в саду. Ни у кого нет такого дома, как у них. Папенька сам его придумал. Хоть и стоит он в Москве, но сложен не из кирпичей, а из толстых бревен. Он похож на терем с изогнутой крышей, совсем как в сказочных дворцах. Мебель в доме вся деревянная, прочная, украшенная резьбой, на печах--- полоски из разноцветных изразцов, на стенах--- картины и фотографии. И так удивительно пахнет скипидаром и красками! Папенька--- знаменитый художник. Так все говорят. И гости приходят тоже знаменитые. Гиляровский, Шаляпин, Репин, Суриков, Поленов!... Вроде все серьезные, а иной раз так расшумятся в гостиной: то играют, то спорят, то музыку слушают. Жалко только, пускают. Папенька строгий, его слово в доме---закон. Даже за столом разговаривать можно только ему и гостям, а дети должны слушать да помалкивать. Но самое интересное, конечно, на втором этаже. Наверх ведет витая деревянная лестница. Там--- мастерская. Заходить туда никому не разрешается, особенно, когда папенька работает. А если даже и зайдет кто, то не должен мешать и рассказывать всем, что там видел. Недаром на стене у двери ангел нарисован с прижатым к губам пальцем---«ангел молчания». Мастерская огромная, потолок и окна высоченные--- чтобы много света было. И картины у папеньки тоже большущие---он даже на стремянку залезает, чтобы верхнюю часть написать. продолжение В Ы Х О Д Вернуться в содержание
На картинах Иван-Царевич с Серым волком, Баба Яга, Царевна-Несмеяна. Но главное, конечно, «Три богатыря». Они чуть ли всю мастерскую заняли. И все говорят «шедевр», «шедевр»… Это значит самое лучшее, что сделал художник. А папенька все никак не может закончить, хочет еще лучше сделать. Кажется, всю жизнь картина с ними кочует и в Абрамцево была, и в Киеве, когда папенька Владимирский собор расписывал, а после опять в Москву привезли. Еще совсем маленькие были за нее прятались, когда играли. Папенька говорит мало. Но иногда вечером придешь к нему в «светелку» в кабинет рядом с мастерской и начинает рассказывать о деревне своей, недалеко от Вятки, где он вырос. У него шесть братьев было и на всех один тулуп и одни валенки, поэтому зимой они больше дома сидели, на печке. Дедушка, папенькин отец, был батюшкой в церкви. И папенька тоже сначала хотел священником стать, учился в семинарии, а потом уже поехал в Петербург, в Академию поступать. Он все знает: и про цветы, и про птиц, даже какие звезды как называются. Говорит, с детства помнит, чему дедушка Михаил учил. А сколько он знает всяких пословиц, сказок, былин! «Слово о полку Игореве» наизусть может рассказать! Сначала папенька писал картины про бедных людей. А потом захотелось ему нарисовать сказку. Он говорит, что у каждого народа свои сказки, и в них характер людей хорошо виден. Папенька говорит, что давным-давно действительно жили богатыри. И подвиги ратные совершали. Ратные это значит: на поле боя, в сражении. С любым чудовищем вступали в бой и со Змеем Горынычем, и со Соловьем-Разбойником продолжение В Ы Х О Д Вернуться в содержание
Папенька былины по памяти читает: много слов непонятных, но так торжественно! И как витязи бьются с врагами: «Куда махнет палицей--- туда улица, перемахнет--- переулочек». Значит, врагов видимо-невидимо, стеной стоят. А богатырь ударит раз---и сразу как просека в лесу. Музыку тоже сочиняют о русской старине…И симфония есть такая---«Богатырская» называется. Слушаешь музыку, как грозно она рокочет, и представляешь, что могучие богатыри на своих конях едут. Вот и у папеньки на картине они так изображены. Давным-давно Россия называлась Русью. И главным городом был не Петербург, как теперь, и не Москва, а Киев. Под славным городом, под Киевом, На тех степях на Цицарскиих, Стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илья Муромец. Под-атаманье был Добрыня Никитич млад, Есаул Алеша, поповский сын. Мимо их заставы к Киеву «лютый зверь не прорыскивал, быстра птица не пролетывала». Говорят, скоро картину отошлют на выставку, а потом она будет висеть в Третьяковской галерее. Это очень почетно---туда только самые лучшие картины берут. И всегда можно будет пойти посмотреть, или показать кому-нибудь знакомому Да, быть художником хорошо… Вернуться в содержание В Ы Х О Д
Третьяковская галерея. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем. Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков(1832-1898) – человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам. Позднее, в 1902 году, фасад дома был реконструирован в русском стиле по проекту В.М.Васнецова. В последние годы 19 века расцвел архитектурный талант художника. В 1900-1901-х гг. исполнил проекты фасада здания Третьяковской галереи, избушка в Абрамцеве, дом в 3-м Троицком переулке, где жил художник и где сейчас находится его музей и ряд других сооружений. Вернуться в содержание В Ы Х О Д
Картины В. М. Васнецова. Вернуться в содержание В Ы Х О Д
«Богатыри». В.М.Васнецов, начав с жанровых картин в духе Перова, по-настоящему находит себя в сказочно- былинной теме. Может показаться, что он, обращаясь к фольклору – сказкам и эпосу далеких веков, -- уходит от реальной жизни и ее проблем. Но это не так. Ведь образы былинных богатырей несут в себе реальные представления народа о героизме, мужестве, патриотизме. И картины Васнецова, в которых он впервые для живописи открыл сокровищницу родной поэзии, были не менее созвучны жизни, чем полотна Репина и Сурикова. Когда смотришь на полотна Васнецова, кажется, что вся поэзия, красота и сила народа встают из глубины веков. Здесь все могуче и привольно, как будто льется просторная эпическая мелодия и захватывает нас своим широким потоком. Невольно вспоминаются другие замечательные произведения этого периода, но уже не живописи, а музыки,--- «Богатырская симфония» Бородина, его же «Князь Игорь», оперы-сказки Римского- Корсакова. Особенно поражает это созвучие при взгляде на васнецовских «Богатырей». продолжение В Ы Х О Д Вернуться в меню выбор картин
Кто не знает легендарной буденовки, ставшей символом героических лет гражданской войны? Воин в краснозвездном шлеме и шинели с «разговорами», как называли тогда нашивные поперечные полосы на груди, стал олицетворением народа, поднявшегося на борьбу за новую жизнь. Но немногие знают, что автором проекта этой военной формы был художник Васнецов. Эту форму --- головной убор, напоминающий шлем древнерусских дружинников, и шинель наподобие стрелецкого кафтана --- он создал еще за несколько лет до революции и, наверно, меньше всего ожидал, что впервые ее наденут бойцы легендарной Первой Конной С.Буденного. История внесла существенную поправку, и замысел художника обрел совсем иную жизнь. Место для картины «Богатыри» «Богатырем русской живописи» назвал художника М.Горький, таким он и остался в ряду крупнейших художников второй половины 19 века. Первый эскиз картины «Богатыри» художник В.М.Васнецов сделал в 1876 году в Париже. По словам художника, он хотел сохранить в памяти народа былинную Русь, стать сказочником, былинником, гусляром живописи. И его «Богатыри» -- не столько историческая картина, сколько живописно-былинное сказание. продолжение В Ы Х О Д Вернуться в меню выбор картин
Но лишь пять лет спустя Васнецов поставил в мастерской громадный холст для «Богатырей». Прошло еще два года. Хотя художник создал за это время немало произведений («Аленушка», «Витязь на распутье» др.), работа над «Богатырями» сильно подвинулась вперед. Были найдены общая композиция картины, характеры богатырей, их жесты, движения, отдельные детали одежды и вооружения. Пейзаж еще только слегка намечался, но фигуры всадников были уже прописаны. Слева от Ильи--- Добрыня Никитич на своем Белеюшке, вдумчивый и опытный воин. В облике богатыря проступают портретные черты самого художника. Кроме того, очень помог этюд одного крестьянина, сделанный в окрестностях Абрамцева. Справа -- Алеша Попович, смелый, веселый и в то же время мечтательный, лиричный. Наиболее подходящим натурщиком оказался сын Саввы Мамонтова--- Андрей, с которого Васнецов и написал этюд. Но вместо лица Ильи Муромца маячило затертое пятно… Не раз художник начинал, но в конце концов счищал написанное. Однажды зимой 1883 года Виктор Михайлович шел мимо Дорогомиловского моста в Москве. Среди ломовых извозчиков он приметил рослого мужика с кнутовищем под мышкой, в высокой шапке и армяке до пят. Удивительно чистые и светящиеся глаза блестели веселыми огоньками, добродушная улыбка освещала простое, открытое лицо, а вся фигура излучала большую силу. Да ведь это настоящий Илья Муромец, которого он так давно искал! С трудом уговорив извозчика, Васнецов повел его в свою мастерскую. В несколько сеансов портрет был закончен. Окончательно закончил своих «Богатырей» Васнецов лишь много лет спустя, в 1898 году. Вернуться в меню выбор картин В Ы Х О Д Вернуться в содержание
«Аленушка» Известнейшая картина художника, пронизанная поэтической прелестью русской сказки, написана в 1881 году. Ее можно увидеть в Москве в залах Государственной Третьяковской галереи. В этой картине мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склоненная голова, полный печали взгляд --- все говорит о тоске и горе Аленушки. Окружающая природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки… В картине «Аленушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Вернуться в меню выбор картин В Ы Х О Д Вернуться в содержание
«Царевна- лягушка». С Васнецовым в русскую живопись вошел мир русской сказки, мир света и правды, непременного торжества добра над злом, мир, где воедино сплелись дерзкая фантазия и трезвая реальность, высокая поэзия, героический пафос, добрый юмор. Картина художника В.Васнецова « Царевна- лягушка» напоминает одноименную народную сказку. Царь приглашает своих сыновей вместе с их женами во дворец, чтобы посмотреть на снох. Художник изобразил тот момент, когда Василиса Премудрая пляшет. Гудят гусли, дудит рожок, бренчит балалайка. Василиса Премудрая каблучками стучит, плечами встряхивает, ручками взмахивает. Дивно хороша она в красивом зеленом платье, золотом украшенном. Плывет лебедушкой. А за сенями лежит деревенька и живет своей жизнью. Молодежь хороводы водит, песни звонкие поет. Старики рыбу удят. Белые лебеди с лебедятами по озеру плывут. Золотое солнышко в водице плещется. Вернуться в меню выбор картин В Ы Х О Д Вернуться в содержание
«Витязь на распутье». Героическая тема нашла свое воплощение в таком полотне Васнецова, как «Витязь на распутье»(1882). Немало сказок сложено о богатыре --- русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении --- со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом все вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор. Вернуться в меню выбор картин В Ы Х О Д Вернуться в содержание
«Три царевны подземного царства.» В сказочной теме "Три царевны подземного царства" - были выражены народные представления о богатствах подземных недр. Эта картина была выполнена по заказу правления строящейся Донецкой железной дороги, председателем которого был С. Мамонтов. Царевны золота, драгоценных камней и каменного угля изображены на фоне закатного оранжево-красного неба и черных скал. В процессе работы над картиной продолжались поиски мастером национального типа. Вернуться в меню выбор картин В Ы Х О Д Вернуться в содержание
Библиография: 1. Г. Островский «Рассказ о русской живописи», М. 1987г. 2. Г. Ветрова «Великие полотна», М 2001г. 3. Энциклопедия русской живописи XIV – XX веков», М 2001г. 4. Русские художники, М 2001г. 5. Интернет (www.cathedral.ru/persons/vasnetsov, www.tretyakovgallery.ru/russian/inform/inform4.html, www.vgd.ru/V/vasnecov.htm) В Ы Х О Д Вернуться в содержание
Авторы: Сафиуллин Х.С – учитель информатики. Нуруллин С.Ш. – учитель русского языка и литературы. Фомкинская СОШ – 2007 год. В Ы Х О Д Вернуться в содержание