«Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин. 1889, ГТГ
«Утро в сосновом бору» …Иван Иванович Шишкин... 1889, ГТГ…По результатам недавнего социологического опроса эта картина является второй по популярности в России, уступая лишь васнецовским «Богатырям». Более 15% опрошенных назвали её символом русского искусства»
«Утро в сосновом бору» …Иван Иванович Шишкин... 1889, ГТГ…Предполагается, что её «сюжет» подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи – Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту работу, снял подпись Савицкого , считая её оригинальным произведением Шишкина.
«Утро в сосновом бору» …Иван Иванович Шишкин... 1889, ГТГ…И справедливо – вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. У этого произведения есть «первая серия» – это «Туман в сосновом лесу» созданный годом раньше т ныне «прописанный» в одном из частных собраний в Чехии.
Лесной «интерьер»Верхней границей картины Шишкин как бы срезает сосны, тем самым подчёркивая их громадность. Этот приём характерен для всего его творчества.«Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин.1889, ГТГ
Лесной «интерьер»Поваленная сосна с вырванными из земли корнями создаёт впечатление глухого соснового леса, где только и могут резвиться медведи.«Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин.1889, ГТГ
Лесной «интерьер»В первоначальных эскизах присутствовало лишь два медведя. В конечном варианте их стало больше; само включение медведей выводит пейзаж в жанровое «пограничье»«Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин.1889, ГТГ
Лесной «интерьер»Искусно написанный туман, ещё не рассеявшийся в лучах солнца, указывает на время суток, вынесенное в название картины, - это именно утро.«Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин.1889, ГТГ
Громадные сосныПоваленная сосна«Утро в сосновом бору» Иван Иванович Шишкин.1889, ГТГ