Проблема исследования: Проблема исследования: почему древнерусские живописцы не изображали мир таким, каким его видели.
Цель исследования: определить, как изображались сюжеты икон в Древней Руси. Цель исследования: определить, как изображались сюжеты икон в Древней Руси.
Задачи: Задачи: - определить цвет в иконописи, - изучить способы изображения, - изучить художественную форму в иконописи.
Странные застывшие лица, вернее, лики с выразительными глазами, иногда осуждающе, сурово смотрят с икон. Непонятные сюжеты. Непривычные приемы изображения. Bсe это отпугивает. Странные застывшие лица, вернее, лики с выразительными глазами, иногда осуждающе, сурово смотрят с икон. Непонятные сюжеты. Непривычные приемы изображения. Bсe это отпугивает.
Гипотеза: древнерусская живопись имеет свои законы времени, пространства, движения. Гипотеза: древнерусская живопись имеет свои законы времени, пространства, движения.
Белый цвет олицетворял нравственную чистоту и святость. Белый цвет олицетворял нравственную чистоту и святость. Не случайно Христос и ангелы изображались в белых одеждах.
Чистое небо, как известно, голубого цвета. По религиозным представлениям, небо - место обитания Бога и ангелов. Потому именно голубое - символ небесного, божественного мира. Чистое небо, как известно, голубого цвета. По религиозным представлениям, небо - место обитания Бога и ангелов. Потому именно голубое - символ небесного, божественного мира.
В древности в русском языке слово «красный» к названию цвета не имело отношения. Красные, в нашем понимании, цвета имели другие названия – «червленый», «багряный». Они символизировали жизнь (цвет огня) и мученичество (цвет крови Христа). В древности в русском языке слово «красный» к названию цвета не имело отношения. Красные, в нашем понимании, цвета имели другие названия – «червленый», «багряный». Они символизировали жизнь (цвет огня) и мученичество (цвет крови Христа).
Одним из любимейших цветов в древнерусской живописи был золотой. Золотом заполняли фоны икон и мозаик, окрашивали нимбы святых. Золотые линии (ассист) пронизывали одежды Христа, Богоматери. Сусальным золотом покрывали купола церквей. Золотой цвет считался божественным. Это был даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполняющий весь мир. Может быть, поэтому предметы в древнерусской живописи никогда не отбрасывают теней? Одним из любимейших цветов в древнерусской живописи был золотой. Золотом заполняли фоны икон и мозаик, окрашивали нимбы святых. Золотые линии (ассист) пронизывали одежды Христа, Богоматери. Сусальным золотом покрывали купола церквей. Золотой цвет считался божественным. Это был даже не цвет, а свет, исходивший от Бога и заполняющий весь мир. Может быть, поэтому предметы в древнерусской живописи никогда не отбрасывают теней?
Один из основных принципов линейной перспективы таков: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта. Один из основных принципов линейной перспективы таков: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта.
В средневековой живописи все наоборот. Параллельные прямые не только не сближаются по мере удаления от зрителя, а, наоборот, расходятся. Ученые назвали это явление «обратной перспективой». Средневековый художник словно пытался увидеть предмет не с одной, а с нескольких точек зрения. В средневековой живописи все наоборот. Параллельные прямые не только не сближаются по мере удаления от зрителя, а, наоборот, расходятся. Ученые назвали это явление «обратной перспективой». Средневековый художник словно пытался увидеть предмет не с одной, а с нескольких точек зрения.
Живопись тех времен не стремится к передаче привычного для нас трехмерного пространства. Ее персонажи кажутся помещенными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Не пытался древний мастер передать и объемность изображаемых предметов, чего добивались европейские живописцы, начиная с эпохи Возрождения. Объем в живописи, как правило, создается при помощи светотени: выступающие вперед части предмета делаются светлее, западающие - темнее. На иконах только лики святых чуть-чуть тронуты светотенью, в основном же изображение остается плоским. Живопись тех времен не стремится к передаче привычного для нас трехмерного пространства. Ее персонажи кажутся помещенными в плоскую среду, где нет ни глубины, ни линии горизонта, ни теней, отбрасываемых предметами. Не пытался древний мастер передать и объемность изображаемых предметов, чего добивались европейские живописцы, начиная с эпохи Возрождения. Объем в живописи, как правило, создается при помощи светотени: выступающие вперед части предмета делаются светлее, западающие - темнее. На иконах только лики святых чуть-чуть тронуты светотенью, в основном же изображение остается плоским.
Необычна передача средневековым живописцем не только пространства и объема, но и времени. Известно, что живопись - искусство застывшего мгновения. Однако в средние века художники, по-видимому, так не считали и могли изображать на одной иконе два или даже три события, как в кино, развертывая их по времени Необычна передача средневековым живописцем не только пространства и объема, но и времени. Известно, что живопись - искусство застывшего мгновения. Однако в средние века художники, по-видимому, так не считали и могли изображать на одной иконе два или даже три события, как в кино, развертывая их по времени
На известной иконе «Преображение» Христос и его ученики обычно изображаются трижды: сначала они поднимаются на гору Фавор; затем, взойдя на нее, Христос преображается, и пораженные апостолы падают ниц; и, наконец, они вместе сходят с горы. На известной иконе «Преображение» Христос и его ученики обычно изображаются трижды: сначала они поднимаются на гору Фавор; затем, взойдя на нее, Христос преображается, и пораженные апостолы падают ниц; и, наконец, они вместе сходят с горы.
За редким исключением средневековая живопись статична. На иконах и фресках застывшие фигуры, лишенные какого-либо движения. Но иначе и быть не могло, ведь изображенные святые чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые на иконе мертвенно застывшими. За редким исключением средневековая живопись статична. На иконах и фресках застывшие фигуры, лишенные какого-либо движения. Но иначе и быть не могло, ведь изображенные святые чаще всего пребывают в состоянии религиозного самоуглубления, мистического созерцания. Общение с Богом не терпит суеты и непоседливости, присущих движению. Поэтому и кажутся святые на иконе мертвенно застывшими.
Средневековая живопись допускала некоторые условности, не типичные для искусства нового времени. Например, наиболее значимые персонажи - Христос, Богоматерь - всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Эта традиция известна со времен египетских фараонов. Средневековая живопись допускала некоторые условности, не типичные для искусства нового времени. Например, наиболее значимые персонажи - Христос, Богоматерь - всегда изображались крупно, независимо от их местоположения, на переднем плане композиции или в глубине. Эта традиция известна со времен египетских фараонов.
Кто может с уверенностью сказать, глядя на эту икону, что за дерево или здание на ней изображено? Только из текста Библии мы узнаем, что дерево это - дуб, а здание, по всей видимости, жилище Авраама. Другими словами, элементы пейзажа носят условный характер. Это скорее некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходило данное событие Священного писания. Кто может с уверенностью сказать, глядя на эту икону, что за дерево или здание на ней изображено? Только из текста Библии мы узнаем, что дерево это - дуб, а здание, по всей видимости, жилище Авраама. Другими словами, элементы пейзажа носят условный характер. Это скорее некие знаки, которые указывают, где и при каких обстоятельствах происходило данное событие Священного писания.
Вывод Вывод Средневековая живопись глубоко религиозна по своему характеру. Она изображала не мир земной, «дольний», а мир божественный, «горний», где господствуют свои законы времени, пространства, движения. Этот мир наполнен сложными, многозначными символами. Многое в нем условно, т. е. понятно лишь для посвященных.