Презентация по теме: «Творческий путь И.Е.Репина» (изо 6 класс) Составитель: Королёва Г.П. Педагог МБОУ СОШ № 86, г. Екатеринбург
Цель и задачи урока: Создать условия для знакомства обучающихся с жизнью и творчеством русского художника И.Е. Репина; Формировать умение описывать и интерпретировать произведения Репина, выражать своё отношение к ним; Формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров. Портрет отца художника Е.В.Репина Портрет матери художника Т.С. Репиной.
Из биографии художника … Родился в 1844 году в г. Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. Обучался у местных иконописцев, исполнял заказы на иконы и росписи церквей. Затем учился в Рисовальной школе, в Академии художеств С.-Петербурге. На становление молодого живописца Ильи Репина повлияли уроки художника И.К. Крамского. В 1874году Репин впервые участник Товарищества передвижных художественных выставок.
«Воскрешение дочери Иаира» 1871 Илья Репин за эту работу в Академии получил золотую медаль и право поездки за границу. Евангельский сюжет наполнен искренними земными переживаниями. Художник передаёт чувства глубокой утраты и трепетной надежды, охватившие людей.
«Садко в подводном царстве» 1876-1877 За картину «Садко в подводном царстве» Репин получил звание академика.
Народная тема. «Бурлаки на Волге» 1870-1873 Репин писал: «Всеми своими ничтожными силёнками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не даёт покоя, сама просится на холст…»
«Крестный ход в Курской губернии» 1880-1883
Описание картины «Крестный ход в Курской губернии» По иссушенной летним зноем дороге медленно и торжественно движется толпа людей, разных по возрасту и социальному положению. Степенные мужики с усердием несут тяжелый фонарь для иконы. Две горожанки из мещан поддерживают пустой киот. Изнывает от зноя дьякон. Чванливая барыня, «упаренная солнцем», несет чудотворную икону. Хозяев жизни с усердием, с палками и нагайками охраняют от народа урядники. Таков обычный порядок российской действительности. Полному равнодушию людей сытых художник противопоставляет в образе горбуна духовную красоту и надежду на исцеление и счастье. В этой обыденности, а также в умении подметить живую неповторимость человеческого характера заключена правда репинского искусства.
Тема героического служения высоким идеалам «Не ждали» 1884-1888 Сюжет картины - возвращение ссыльного революционера домой после заключения. Ссылка его не сломила , он остался верен своим взглядам.
Исторические картины: 1) «Царевна Софья» 1879 Замысел трех исторических полотен Репина связан с увлечением русской историей, с Москвой, с тесным общением с друзьями - художниками - В. Суриковым, В. Васнецовым, В. Поленовым.
2) «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1891
3) «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581г» 1885 Самая значительная из исторических картин Репина. События весны 1881г. –убийство Александра II, а затем жестокая расправа над революционерами. Поиски выхода наболевшему в истории. Главная мысль картины – нечаянность убийства и раскаяние в содеянном. Репин стремится вызвать активный протест против жестокости и насилия.
Портретная галерея художника Осенний букет. 1892 На солнце. Портрет Н.И.Репиной.1900 Портрет В.А. Репиной, жены художника. 1876
Портреты писателя Л.Н. Толстого Пахарь. Л.Н.Толстой на пашне. 1887 Лев Толстой босой. 1901 С особой ответственностью Репин работал над портретами Л.Н. Толстого. «Для меня каждая формочка в его лице так дорога, интересна и знакома!.. после его лица всякое другое лицо- скучно и нелюбопытно» 1887
Портрет композитора М.П. Мусоргского 1881 Репина и композитора М.П. Мусоргского связывала многолетняя дружба. Портрет написан за несколько дней до смерти любимого друга. Художник мастерски передает внутренний облик композитора. Выразительность большой фигуры, доверчивый наклон головы, открытость и мягкость лица. В мягком сиянии глаз видятся ясный ум, мощь творческой натуры, глубокая печаль.
Образы детей Горбун. 1880 Крестьянская девочка. 1880 Нищая (девочка- рыбачка) 1874
В чём новизна творчества И.Е. Репина для русского искусства? Правдивое изображение русской действительности (правда жизни). Создание психологического портрета. Разнообразие живописного языка.
Вопросы для самопроверки: 1. Что повлияло на становление Ильи Репина – художника? 2. Какие темы в искусстве Репина можно обозначить как главные? 3. Назовите исторические полотна художника? 4. В чем заключается правда репинских портретов? 5. Что даёт нам новое знание о художнике И.Е. Репине?
Литература и интернет-ссылки: И.Репин. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Москва «Изобразительное искусство» 1987 http://gallerix.ru/album/Repin http://smallbay.ru/artrussia/repin_saporozhzy_pishut_pismo.html