Греция – колыбель Европейской цивилизации культура античности
Словарик!!! Анти чность (от лат. antiquus — древность) — совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т. д., в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме.
Как часто я тоскующей душою Безумно рвусь в твой чудный древний мир, Святая Греция! М. Михайлов
Художественное творчество Античности было тем источником, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. В течение многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, художественную культуру Античности считали колыбелью мирового искусства. В своём развитие античное искусство прошло несколько периодов.
Традиционно выделяют следующие этапы:
Основные события в культуре Античности
Художественной культуре Античности предшествовал крито-микенский или эгейский период ( III-II тыс. до н.э.). С него мы и начнём наше знакомство с Античностью.
Эгейское искусство Культуре Античности предшествовала богатейшая и оригинальная культура, созданная на островах побережье Эгейского моря. Развиваясь параллельно с культурами Древнего Египта и Древнего Междуречья, она не только переняла некоторые характерные для них элементы, но и создала непревзойдённые образцы в архитектуре, вазописи и декоративно-прикладном искусстве. Впервые в Европе на Крите появляется прообраз современной фрески по влажной штукатурке.
Словарик!!! Фре ска (от итал. fresco — свежий. Аффреско — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Многие известные мифы связаны с островом Крит. Тезей убил страшное чудовище в виде полубыка-получеловека Минотавра в лабиринте Кносского дворца (в столице Крита городе Кносса) и вышел из лабиринта благодаря нити Ариадны.
Лабиринт построил великий мастер Дедал. Он же сконструировал крылья из перьев, скреплённых воском. Но его сын Икар слишком высоко поднялся в небо, солнечный жар растопил воск, и Икар упал в море.
П. Брейгель (старший) «Пейзаж с падением Икара» 1558г.
Кносский дворец является замечательным памятником эгейской архитектуры. Лестницы, небольшие дворики, колонные залы, помещения для омовений с раскрашенными глиняными ваннами, монументальные входы, коридоры, расположенные под прямым углом придают особый колорит дворцовому комплексу.
Особенно эффектно смотрятся деревянные колонны, окрашенные в тёпло-красные или чёрные тона.
В отличие от монументальных сооружений Древнего Египта с их строгой симметрией и подавляющей человека грандиозностью, архитектура Кносского дворца исключительно соразмерна потребностям человека.
Нижние этажи дворца до сих пор не исследованы.
Не меньшую известность среди памятников эгейского искусства получили Львиные ворота в городе Микены на полуострове Пелопонес. Они служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трёх огромных каменных глыб. Над воротами расположена треугольная плита весом в 20т с рельефным изображением колонны – священного символа правителей Микен, а по бокам на задних лапах застыли фигуры царственных львов, как бы охраняющих древо жизни.
Стены городов складывались из таких же каменных глыб, щели между ними заполнялись глиной и мелкими камнями. Такую кладку называли циклопической, поскольку греки считали, что её создали легендарные одноглазые великаны – циклопы.
Фрески Кносского дворца
Искусство живописи эгейского искусства дошло до нас во фресковых росписях Кносского дворца, на которых изображены торжественные церемонии, игры и развлечения, театральные представления, кулачные бои и ритуальные танцы со священным быком, полёт бабочки, игра дельфинов на воде, раскрывающийся бутон цветка… Всё это пытался запечатлеть древний художник.
Используя всего 5 красок (чёрную, белую, голубую, жёлтую и красную) художники создали богатейшую цветовую палитру, наполненную жаркими лучами солнца, прозрачной голубизной неба и тёплыми водами Эгейского моря.
Идеалом красоты считались хрупкие фигурки с тонкими талиями. На фреске, изображающей женскую фигуру с её оживлённым личиком, капризно вздёрнутым носиком, игривым завитком локона действительно есть что-то от модницы. Фреску назвали «Парижанка». Огромный глаз, обведённый чёрным контуром, изображён точно также, как в египетских фресках.
Не менее знаменита фреска «Игра с быком». Почти не касаясь земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив вперёд руки, готовится к грандиозному сальто. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.
Вазопись стиля Камарес Здесь же на Крите, в одной из пещер у селения Камарес, были обнаружены замечательные произведения керамики, удивляющие техническим совершенством, необычностью и разнообразием форм, живописностью рисунка.
Вазопись стиля Камарес В росписи весело играют и переливаются два цвета – охры и граната. Декоративен узор орнамента – растительные мотивы с закруглёнными контурами лепестков с пробегающим ритмом линий.
Вазопись стиля Камарес Здесь преобладает морская тема с изображением спрутов, медуз, морских звёзд, осьминогов, кораллов, изгибами водорослей.
Вазопись стиля Камарес Знаменитая ваза «Осьминог» – уникальное произведение. Наблюдая за волнообразными движениями щупальцев, кажется, что сама ваза то расширяется, то сужается. В отличие от древнеегипетских изображений, где на первый план выдвигались точность и тщательность прорисовки деталей, характер росписи ваз стиля Камарес обобщён и условен.
Трудно переоценить тот огромный вклад, который внесло эгейское искусство в мировую культуру.
Критское царство погибло в XV веке, начиная с XVII века искусство Микен приходит в упадок.
Начиная с XVIII век, дорийцы, захватившие эти земли и помня о героическом прошлом Микен, положили начало гомеровскому периоду в искусстве Античности.
Греческие боги имеют человеческий облик, они, как и люди, страдают от горя и радуются жизни, влюбляются и люто ненавидят. И живут они не в заоблачных мирах, а на реально существующем Олимпе, и их можно увидеть. В честь олимпийских богов возводятся храмы и колоссальные статуи, разыгрываются театральные представления и слагаются гимны, создаётся подлинная «Библия греческого народа» – «Илиада» и «Одиссея» Гомера.
«Не было моря, земли и над всем распростёртого неба – Лик был природы един на всей широте мирозданья,- Хаосом звали его…» Так, по представлению древних греков, возникал мир. Вместе с богами-олимпийцами в мире воцаряется порядок и гармония. На смену Хаосу приходит Космос. Слово «космос» происходит от греческого «космео», что означает – «упорядочиваю, украшаю» . В понимании греков красота и порядок родственны по смыслу. Мир красив, потому что в нём торжествует порядок, гармония и мера. Эти три начала составляют основу древнегреческого понимания красоты.
Гора Олимп – пантеон богов.
Зевс. Мраморный бюст, 4 в. до н.э.
Спящие Зевс и Ганимед. Прометей, крадущий огонь.
Посейдон (у римлян Нептун) был греческим богом моря. Его изображают в облике властного бородатого мужчины, чем-то похожего на Зевса, с трезубцем в руке. Несмотря на то что он отождествляется с морским царством, само имя Посейдон означает "супруг Да" (posis Das). Да – одно из имен Земли. Посейдона связывают с землетрясениями и называют Сотрясателем Земли. Его животные-символы – бык и конь. Наиболее характерная черта Посейдона – бурный темперамент. Он раздражителен, жесток, мстителен и опасен, – этому богу сопутствуют бури, смерчи и штормы. Но может он и успокоить море, – любой шторм немедленно прекращается, когда Посейдон мчится над волнами на своей золотой колеснице, запряженной белыми златогривыми лошадьми, в окружении резвящихся морских чудовищ.
АФИНА ПАЛЛАДА
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу. Из античного гимна
Каллиопа - муза эпической поэзии Клио-муза истории Мельпомена-муза трагедии Терпсихора-муза танца Урания-муза астрономии Эвтерпа-муза музыки Эрато-музалюбви и любовной лирики
Архитектура Древней Греции
В греческой архитектуре возникло три ордерных системы. Архитектурный ордер – это определённое соотношение элементов стоечно-балочной конструкции (колонна и перекрытие), их структура и художественная обработка. Самым первым стал дорический ордер. Он отличается простой капителью, мощными колоннами, разделёнными вертикальными желобками – канелюрами.
I Дорический ордер 1. Акротерий 2. Сима (откос) 3. Водослив (львиная голова) 4. Корона 5. Мутул 6. Виа 7. Триглиф 8. Метопа 9. фриз 10. Регута 11. Архитрав 12. Абака 13. Капитель 14. Ствол 18. Стилобат
Храм Посейдона (или Геры) в Пестуме
Чуть позже возник ионический ордер. Он более лёгкий, изящный. Фриз (9) тянется непрерывной линией. Колонна, в отличие от дорического, имеет базу (15)
Театр и буливтерий в Приене
Позже всех появился коринфский ордер. Он также имеет базу (15), но его отличает богатая капитель (13), похожая на проросшую корзину.
Архитектурный язык, выработанный древними греками, оказался универсальным. Мировая архитектура пользуется этим языком до сих пор. Величественные здания театров, музеев, современные общественные здания используют древнегреческий архитектурный ордер.
Версаль
Театр оперы в Вене
Оперный театр в Одессе
Высшее достижение древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Акрополя – общественного и культурного центра Афинского государства, созданного в классическую эпоху, в V в. до н. э.
Афинский Акрополь
Центральный вход в Акрополь – Пропилеи. Мне будет вечно дорог день, когда вступил я в Пропилеи, Под вашу мраморную сень, что пены волн морских белее, Когда, священный Парфенон, я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый твоих божественных колонн, Твой камень, солнцем весь облитый, прозрачный, тёплый и живой, Как тело юной Афродиты, рождённой пеною морской. Д. Мережковский
С юга пропилеи уравновешивал лёгкий и изящный храм Ники Аптерос (Бескрылой) – богини Победы.
Пройдя ворота Пропилей, посетитель оказывался на большой площади, в центре которой возвышалась огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы). Статую богини создал гениальный Фидий. Она была изображена в шлеме, со щитом и копьём, причём шлем и остриё копья были золотыми. Именно поэтому моряки, подплывая к Афинам, издали видели золото, блестевшее на солнце. То есть Афина служила "маяком".
Чуть правее от Пропилей находится главный храм Акрополя – Парфенон, посвящённый богине Афине – покровительнице города. Он находится на самом высоком холме, поэтому виден из любой точки Акрополя и города.
В святилище Парфенона, по преданию, находилась двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос, выполненная из слоновой кости и тонких золотых пластинок.
Особенно замечательны фризы Парфенона (т.е. средняя часть). Они покрыты рельефами на мифологические темы, славящие греческий народ и его историю. Среди богов здесь запечатлены и простые граждане: конные всадники, девушки, несущие канделябры, юноши, ведущие жертвенных коров и овец, музыканты.
Панафинейская процессия. Фрагмент восточного фриза Парфенона. Мрамор.
Парфенон (современный вид)
На северном склоне холма находится главное святилище Акрополя – храм Эрехтейон. Он был создан позднее Парфенона и воздвигнут в честь Афины и Посейдона на том месте, где, по преданию, проходил спор за обладание Аттикой.
Храм украшают скульптуры кариатид – девушек, торжественно поддерживающих карниз, заменяя колонны. Их фигуры величавы и спокойны, красивые складки одежды драпируют стройные тела.
На южном склоне Акрополя располагается Театр Диониса, где разыгрывались сцены из жизни богов и людей. Поэт М. Волошин, побывавший на Акрополе, так выразил свои чувства от увиденного: Серый шифер. Белый тополь. Пламенеющий залив. В серебристой мгле олив Усечённый холм – Акрополь. Ряд рассеченных ступеней, Портик тяжких Пропилей, И за грудами камней В сетке лёгких серых теней Искры мраморных аллей… Ночь взглянула мне в лицо. Чёрны ветви кипариса, А у ног. Свернув кольцо, Спит театр Диониса.
В поисках человека Всем известна легенда о бродяге Диогене, который с фонарём в руках искал Человека. «Совершенствуй своё тело и веди себя достойно» – так говорили греки и строго следовали этому правилу. Интерес к человеку нашёл особенно яркое воплощение в скульптурных произведениях греческих мастеров – Мирона и Поликлета, Леохара и Скопаса. Излюбленный образ античного скульптора – стройный юноша атлетического телосложения. Воплощением идеала в греческом искусстве стало замечательное произведение скульптора Поликлета «Дорифор» (V в. до н. э.) Это греческий образец совершенного человека, в ктором сочетаются физическая красота и одухотворённый облик. Юный атлет держит на плече тяжёлое копьё, спокойно и уверенно стоит на земле.
Обратимся ещё к одному шедевру древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу» Мирона. Энергичным поворотом левого плеча вперёд он приготовился к метанию диска. Запечатлённое мгновение атлета делает это произведение вечным и непревзойдённым памятником искусства.
Почему Грецию называют «колыбелью европейской цивилизации»? Какое отражение в искусстве нашли мифологические представления древних греков? Почему греческое искусство проникнуто любовью к человеку? Что составляет основу древнегреческого понимания красоты?
Слайд - галерея