Театр средневековья
В средние века театральные представлениячетко делились наЦерковныеЦерковь стремиласьразнообразить службуСветскиеКрестьяне и рыцариустраивалитеатрализованныеигры для развлечения
ЛитургическаядрамаЧаще всегоона представляласьв церкви,где разыгрывалисьэпизоды Евангелия.
Постепенно сформировалисьциклы театрализованныхцерковных служб.Например, в«Рождественский цикл»входили эпизоды:Шествие пастухов;Избиение младенцев;Шествие пророков;Шествие волхвови поклонение их младенцу-Христу.Постепенно в литургическую драму вводились:костюмы, бутафория, активная жестикуляция.
Вскоре представления перенеслина ступени перед храмом (паперть).Теперь актеры говорили не на латыни,а на местных наречиях, понятных зрителям.Появляются указания для актерови устроителей спектаклей.«Рай должен быть устроен на возвышении.Вокруг него надо располагать шелковые драпировкина такой высоте, чтобы персонажи, находящиеся в раю,могли быть видны с плеч.В раю должны находиться пахучие цветы и зелень,в нем размещаются различные деревья с висящими плодами,дабы это место казалось очень привлекательным».
Зрителям очень нравились эпизоды с чудесами,которые скоро выделились в отдельные спектакли.Их называли мираклями (от лат. Miraculum – чудо).
В ярмарочные дни на городской площади устраивалипредставление мистерий – больших массовыхпредставлений на сюжеты Ветхого и Нового заветов.На время ярмарки церковь объявляла «божий мир»,прекращались междоусобицы.Город к этим дням приводили в образцовый порядок,усиливали стражу, зажигали дополнительные фонари,улицы выметали, с балконов вывешивалияркие полотнища.
Начиналась ярмаркабольшим утренниммолебноми торжественнымшествиемгородских старейшини цеховых старшин,монахов и священников,масок и чудовищ.Над толпой неслиогромное огнедышащеечучело дьявола,на повозках показывалибиблейскиеи евангельские сценки,огромный медведь играл на клавесине,св. Августин вышагивал на огромных ходулях.И все это шествовало на площадь,где начиналось представление мистерии.
Рыцарьв присутствиидамынадеваетадскийкостюмВсе эпизоды мистерии были заранее поделены между цехами.Эпизод с построением Ноева ковчега получали корабельщики,всемирный потоп доставался рыбакам и матросам,тайная вечеря – пекарям, омовение ног – водовозам,вознесение – портным, поклонение волхвов – ювелирам .
Мистерии, как и средневековые карнавалы,продолжались от пяти до сорока суток.
Огромное количествоэпизодов мистерииорганизовывалитремя способами.1.Декорациии актерыустаивалисьна повозках,которые возилисредизрителей.
2.Зрителей сажалив центре,а вокруг нихна повозкахили в беседкахактеры игралиразные эпизоды.
3.На городской площади свободно располагали беседки с актерами, а зрители ходили между ними,просматривая разные эпизоды действия.
Светский театр берет свое началов календарных играх племен, населявших Европу.Пляскав честьторжестваВесны.Чаще других разыгрывали «Борьбу Зимы и Весны»и «Майские игры».
Часто такие игры превращалисьв большие сельские представления.Битва Св. Георгиясо змеем.
С X века по селами между замкамибродили гистрионы –странствующиеактеры, прекрасновладевшиецирковымискусством.
Их называлижонглерами,шпильманами,мимами.
А вскоре и изцерковных действвыделилсяособый видсветского спектакля –моралитэ.Это представление,где действуют не люди,а моральные понятия:Скупость, Храбрость,Смирение, Любовь…
Весь смыслморалитэсводилсяк борьбехорошихчертхарактерас плохими.Персонажиимелипоясняющиетабличкии былисоответственноодеты.
«Туманная масса хаоса изображалась человеком,закутанным в широкий серый плащ.Природа в ненастье покрывалась черной шалью,а при просветлении надевала накидку с золотыми кистями.Скупость, одетая в отрепья,прижимала к себе мешок с золотом.Себялюбие носило перед собой зеркалои поминутно гляделось в него.Лесть гладила лисьим хвостомГлупость с ослиными ушами.Наслаждение ходило с апельсином,Вера с крестом, Надежда с якорем, Любовь с сердцем... ».
Под влияниемкарнаваловвозникают«дурацкие общества»,на заседаниях которыхпародируютсяцерковные обряды.Первое такое обществовозникло в 1381 году в городе Клевеи называлось «Narrenorden» - «Орден Дураков».
Вступая в такое общество,новичок давал клятву,перечисляя виды дураков:«Дурак ошалелый, дурак лунатический,Дурак царедворец, дурак фанатический,Дурак развеселый, дурак химерическийДурак грациозный, дурак лирический...».
Создавалась особая «дурацкая философия» –весь мир управляется дуракамии потому, вступая в их общество,ты приобщаешься к управлению миром.
Из обрядов «дурацких обществ» возниклосамое комическое представление средневековья.Его назвали фарсом (от лат. Farta – начинка)и часто играли между большими эпизодами мистерий.
Самым значительнымпроизведениемфарсового театрастал «Адвокат Патлен»,созданныйГильомом де Руав 1485-86 годах.