”Французский театр конца средневековья” Содержание
В 476 г. пал великий Рим. Его многоколонные беломраморные храмы и театры лежали в развалинах. В огне погибли рукописи античных трагедий и комедий. Высокообразованные актеры остались без дела... Сокровища античного театра не сразу открылись средневековым людям: настоящее театральное искусство было так прочно забыто, оставило о себе столь неясные представления, что трагедией, например, стали называть стихотворение с хорошим началом и плохим концом, а комедией — с грустным началом и с хорошим концом. В раннее средневековье люди полагали, что найденные ими древние пьесы исполнялись одним человеком. Конечно, наследие античной культуры отчасти сохранялось. Но язык образованных людей — латинский — не был понятен завоевателям-варварам. На культуру Европы теперь все большее влияние оказывала христианская религия, постепенно овладевавшая чувствами и умами людей. Христианство возникло еще в Древнем Риме среди рабов и бедняков, создавших легенду о спасителе людей Иисусе Христе. Люди верили, что он еще раз вернется на землю и будет судить их «Страшным судом». Флейтист и жонглер. С миниатюры XII в. Музыкант играет на виоле. С латинского манускрипта начала XIV в. Волынщик. С миниатюры. Содержание
Одним из главных зрелищ средневековья было богослужение. На него собирались все обитатели поместья или города. На верующих, особенно бедняков, пришедших в храм из своих тесных и темных жилищ, неотразимо действовали и ослепительный свет паникадил, и яркие, расшитые жемчугом и шелком, золотыми и серебряными нитями одежды священнослужителей, их продуманные движения, красота обряда, мощное многоголосое звучание хора и органа. Были и другие зрелища — веселые и подчас опасные. Простых людей развлекали подлинно народные артисты — жонглёры. Церковь их преследовала как наследников «языческих» мимов. Жонглерам не разрешалось объединяться в гильдии или цехи, как купцам, ремесленникам и художникам. У них не было никаких прав. Гонимые, отлучаемые от церкви, полуголодные и усталые, но всегда в ярких, веселящих глаз костюмах, бродили они, осторожно обходя монастыри, из деревни в деревню, из города в город. Многие бродячие артисты умели жонглировать ножами, кольцами и яблоками, петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Среди них были акробаты, дрессировщики диких зверей, люди, изображавшие повадки, крики и привычки животных. На радость зрителям жонглеры декламировали басни и маленькие веселые рассказы. Среди них были карлики, уродцы, великанши, необыкновенные силачи, рвавшие цепи, канатоходцы, бородатые женщины. Жонглеры водили с собой собак, обезьян в красных юбочках, сурков... Были среди них и кукольники с деревянными куклами, с веселым, неустрашимым Панчо — братом нашего Петрушки. Бесстрашные жонглеры в замках смеялись над горожанами, а в городах — над феодалами и всегда — над алчными и невежественными монахами. Содержание
Для народа, который всегда боролся за свои права, шутить означало обличать, говорить правду, протестовать. Этим объясняется расцвет с XIII в. искусства фарса—доступного, активно вмешивающегося в жизнь и вместе с тем нравоучительного. Лишь позднее, в конце средних веков театр стал профессиональным: над пьесами начали работать писатели, а ставить—профессиональные актеры и режиссеры, которые получали за свой труд плату, которой уже было достаточно, чтобы прокормить их семьи. Театр, о котором мы вам рассказали, вырос из народных зрелищ. Он был массовый, доступный, увлекательный и заставлял зрителей думать о главных вопросах своего времени. Содержание
Светский театр Светский театр является по преимуществу комическим. Соти и фарсы (основные жанры) представляют собой короткие пьесы – от трехсот до пятисот стихов. «Соти» (или «пьесы о дураках» по названию персонажей, во главе которых стоит «Принц дураков» ил «Дурацкая мать») строятся в основном на игре слов и различных шутках, в духе сатиры и пародии, родственных «Празднику дураков», который устраивали молодые клирики в церквах в период между Рождеством и Сретением или во время карнавала. Фарсы являются бурлескными пьесами, их сюжет и темы близки к сюжетам фаблио: это истории о хитрых женщинах, обманутых мужьях и любовниках, перевернутых ситуациях и обманутых обманщиках. На сцену выводятся типические персонажи, действие отличается простотой и стремительностью развития, комизм зачастую грубый. Сохранилось около ста пятидесяти фарсов, написанных в период 1440-1560 гг. Самый знаменитый, самый длинный и самый продуманный – «Фарс о мэтре Пьере Патлене» (см ниже).Представления этих пьес отличались от представлений больших мистерий. Чаще всего (например, по случаю карнавала или какого-нибудь праздника) они разыгрывались членами веселых сообществ, таких, как «Клирики Базоши» (студенты факультета права и молодые клирики судебного ведомства) или «Беззаботные ребята»; чаще всего они проходили на свежем воздухе, на импровизированных сценах и включали несколько пьес (сначала соти, потом монолог или «веселая проповедь», моралите и, наконец, фарс). Моралите представляют собой дидактические пьесы различной длины, в которых на сцену выводились аллегорические фигуры и использовались самые разные сюжеты. Короткие моралите, близкие к соти, часто были бурлескными и сатирическими; в самых длинных рассказывались назидательные истории. Драматические монологи, или «веселые проповеди», - пародии на церковные проповеди – продолжают традиции жонглерских монологов (например, «Ди о Травах» Рютбёфа). Одним из самых знаменитых и самых удачных монологов Средневековья (его иногда даже приписывают Вийону, о чем вспоминает Рабле) является «Вольный стрелок из Баньоле» (1468) – монолог хвастливого лучника.Все эти театральные формы пережили Средние века и пользовались популярностью на протяжении всего XVI в. Содержание