Пушкин и театр
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. А.С.Пушкин
О театре Пушкин считал театр важнейшей частью национальной культуры. Он страстно проповедовал идеи самобытного театра и выступал против подражания западным образцам, против приспособления “всего русского ко всему европейскому”: Исследованию родной жизни и должен подчинить драматический поэт свое произведение. Народность театрального искусства Пушкин не ограничивает лишь общедоступностью зрелищ: он рассматривает драму как исследование жизни народа во имя ее совершенствования.
Первые шаги в драматургии Раздумывать о театре поэт начал еще в лицейские годы. Он постоянно посещал Петербургский Большой театр, вечера у Шаховского, где шли дискуссии о сценическом мастерстве и где он многое слышал из уст самих актеров и авторов пьес, опер, балетов . Заседания общества “Зеленая лампа” помогали приводить в систему пестрые и разнообразные театральные впечатления.
Статья “Мои замечания об русском театре” (1820), Уже в этой ранней статье Пушкин поднял самые важные проблемы —актерского мастерства, национальной исполнительской манеры, для которой характерны “игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений”. Самым ценным и примечательным в игре русских актеров он считает истинную взволнованность и вдохновение, умение свободно распоряжаться голосом, жестом, пластикой, способность подчинить их созданию характера.
Замыслы В 1821 задумана трагедия о республиканце Вадиме Новгородском. Судя по сохранившимся отрывку и плану, "Вадим" задуман был Пушкиным как политическая трагедия. К этому же времени (1821) относится и замысел комедии об игроке (сохранились стихотворный отрывок и план). В рамках типичной на русской сцене того времени светской стихотворной комедии Пушкин, видимо, хотел дать сатирическое разоблачение барина-картёжника, проигравшего в карты преданного ему крепостного слугу ("дядьку"). Однако оба эти замысла Пушкина оставляет в самом своём начале.
"Борис Годунов" Эта трагедия, написанная в 1825, является синтезом общественно-политических раздумий и художественных исканий драматурга в этот период. Пушкин осознаёт, что для его новаторских начинаний в области новой русской драмы неприемлемы принципы системы театра классицизма и утверждает: «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы». «Хотя я вообще всегда был довольно равнодушен к успеху иль неудаче своих сочинений, но, признаюсь, неудача „Бориса Годунова“ будет мне чувствительна, а я в ней почти уверен».
Новаторство Пушкина не было понято и принято современниками. С легкой руки первых «критиков трагедия была признана «несценичной». К сожалению, новаторский подход к драме не был оценен и Белинским: «Прежде всего скажем, что „Борис Годунов“ Пушкина — совсем не драма, а разве эпическая поэма в разговорной форме... Слышите слова, часто исполненные высокой поэзии, но не видите ни страстей, ни борьбы, ни действий. И далее: «В „Борисе Годунове“ Пушкина почти нет никакого драматизма».
Новаторство Содержание «Бориса Годунова», принципы построения, стилистика — все вступало в противоречие с общепринятыми нормами . В трагедии нет последовательного развития интриги, но есть целостный поток исторических событий, воплощенный в небольших картинах. Нет непрерывного сценического действия. В трагедии отсутствует членение на акты. Нет единства места (действие в трагедии происходит и на площадях Москвы, и на литовской границе, и в Польше, и в царских палатах), и частично сохраняет только единство действия. Вместо традиционных 24 часов протяженность действия равна семи годам. Симметричность построения еще с большей силой раскрывает взрывчатую динамику действия.
Поэт как бы практически осуществил сформулированную им позднее программу: «Что развивается в трагедии? какая цель ее? Человек и народ — Судьба человеческая, судьба народная» Трагедия называлась «Борис Годунов», но речь шла прежде всего о роли народа в истории. В трагедии нет главного героя, вокруг которого развертываются события. Пушкин создал в трагедии собирательный образ народа, показывает на протяжении трагедии эволюцию этого образа. Место и значение народных сцен в трагедии определены ее идейной концепцией, утверждающей неизбежность гибели любой враждебной народу власти, в данном случае — царской власти.
Необычна стилистика трагедии, в которой «высокая» речь сочеталась с просторечием. Единство слога, необходимое в классицизме, Пушкин нарушает, индивидуализируя язык персонажей. Как и Шекспир, он смешивает стихотворную и прозаическую речь. Внутри стихотворной речи рифмованный стих соседствует с белым стихом. В трагедии Пушкина молчание, пауза столь же драматически насыщенны, как и слово. Огромное историческое, социальное, философское содержание воплощено в емкой и предельно лаконичной форме.
Развитие жанра Пушкин неоднократно возвращался к замыслам трагедий и комедий (незавершённые наброски: "Насилу выехать решились из Москвы" и перевод комедии французского писателя К. Бонжура "Муж-волокита"). В 1830 в Болдине завершил цикл "Маленьких трагедий". В них на материале различных эпох и национальных характеров Пушкин раскрывает "судьбу человеческую". Отказываясь от изображения широкого фона исторических событий писатель исследует страсти человека, погружаясь в тончайшие нюансы переживаний, добиваясь "правдоподобия чувствований". Тема скупости, зависти, тема любви, прославление силы и духовной красоты человека получают здесь оригинальное, лаконичное, философски глубокое разрешение. "Маленькие трагедии" по своей художественной завершённости - шедевр мировой драматической поэзии.
В "Русалке" Пушкин (так и не завершает всей пьесы целиком) обратился к русской народной жизни, к фантастическим элементам русской поэзии и сказки. Здесь он, как бы синтезирует отдельные черты, свойственные "Борису Годунову" и поэтике "Маленьких трагедий": характеры даны в развитии, они раскрываются на протяжении длительного времени, разработаны с социальной остротой, с психологической тонкостью.
Уделяя в последние годы жизни исключительное внимание темам восстания Пугачёва, истории Петра I и истории феодализма в Западной Европе, драматург создаёт "Сцены из рыцарских времён«, отрывок "От этих знатных господ" (1835и план драмы о папессе Иоанне (1834-1835),отрывок "И ты тут был" (1835) и набросок комедии "Через неделю буду в Париже" (1834 - 1835). "Сцены из рыцарских времён " - социально-философская драма, написанная, прозой. Размах замысла чрезвычайно широк: показать смену феодальной формации формацией буржуазной, крестьянское восстание, силу денежного мешка и духовную убогость буржуа Пушкин вывел здесь представителей науки и искусства, наметив их судьбу в сложных и противоречивых условиях этой переходной эпохи. Можно предположить, что в завершённом виде "Сцены из рыцарских времен" представили бы новую форму драмы, вобравшую весь опыт пушкинских "драматических изучении".
Вклад в развитие драматургии Огромной заслугой А.С.Пушкина перед отечественным театром является создание русской народной драмы. Он не только теоретически обосновал эстетику реализма, но и создал драматургические произведения по принципам этой эстетики. Глубина социально – психологических характеристик исторических персонажей, умение динамически строить действие, а не рассказывать о нем, жизненность образа народа – героя истории, а не исторического фона, богатство и красочная образность языка – все это остается по сей день образцом в драматургии