Исследовательский проект: «Театр древней Греции» Автор: Усольцев ИгорьРуководитель проекта: Аверкиева Алена Ивановна музыкальный руководитель БУ ХМАО-Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «На Калинке»
Цель исследования: Выявление причин возникновения театра Древней Греции и его влияние на театральное искусство последующих эпох.Задачи:1. Узнать о происхождении древнегреческой драмы и театра;2. Выявить особенности театральных жанров, существовавших в Древней Греции;3. Изучить творчество известных древнегреческих драматургов;4. Определить влияние театра Древней Греции на современное театральное искусство.
Древняя Греция — период в истории, который длился с III тысячелетия до н. э. до римского завоевания во II веке до н. э. Сами греки до сих пор называют свою страну Элладой, а себя эллинами. Наименование «Греция» пришло к нам со времён древнего Рима. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусство театра.
Возникновение древнегреческого театра связано с праздниками в честь бога виноградарства Диониса —дионисиями. Участники процессий надевали козьи шкуры и пели и танцевали (слово «трагедия» в переводе с греческого — «песнь козлов»). Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма (сатировская драма названа так по хору, состоявшему из сатиров).
Трагедия-происходит от ритуальных действ в честь Диониса. Участники этих действ надевали на себя маски с козлиными бородами и рогами, изображая спутников Диониса — сатиров. Ритуальные представления происходили во время Великих и Малых Дионисии (празднеств в честь Диониса).Песни в честь Диониса именовались в Греции дифирамбами. Дифирамб, как указывает Аристотель, является основой греческой трагедии, которая сохранила на первых порах все черты мифа о Дионисе. Первыми драматургами считаются Феспис (современник Писистрата), Фриних, Херил. Авторы же исполняли главные роли (крупным актёром был Эсхил, выступал как актёр и Софокл), сами писали музыку для трагедий, руководили танцами.Три крупнейших трагика Греции — Эсхил, Софокл и Еврипид — последовательно отображали в своих трагедиях психоидеологию землевладельческой аристократии и торгового капитала на различных этапах их развития.
Эсхил написал 90 пьес, 13 раз он побеждал в драматических соревнованиях. Его историческая пьеса «Персы» прославляет победу греков в войне с захватчиками. Сам Эсхил принимал участие в крупнейших сражениях. Большинство древнегреческих пьес используют мифологические сюжеты, которые авторы вольно интерпретировали, выражая собственные взгляды. Эсхил в «Прометей прикованный» восхищается мужеством и свободолюбием титана.
У Софокла появляется психологическая мотивировка поступков героев. Например, в «Антигона» главная героиня жертвует собой, но выполняет нравственное обязательство: вопреки запрету царя прячет погибшего брата. Именно в этой трагедии звучит хор со знаменитым рефреном: «в мире много сил великих, но сильнее человека нет в природе ничего». Большинство драматических произведений утрачены.
Эврипид жил уже в эпоху кризиса, гражданских войн, внешней опасности, что нарастала со стороны Маккедонии. Все это и отразилось на его творчестве («Медея», «Ипполит»), Аристотель называл Эврипида «самым трагическим среди поэтов».
От всей древней аттической комедии до Нового времени уцелели только 11 пьес Аристофана, хотя по именам известно не менее полусотни работавших в то время комедиографов. Наиболее ранняя из сохранившихся комедий — «Ахарняне» — была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э. Сюжет как таковой отсутствует. По своей форме комедия Аристофана — цепочка комических ситуаций, комментирующих вопросы политической жизни Афин. Комедии Аристофана напичканы шутовством, плясками, песнями. Хор зачастую был одет в звериные шкуры, актёры выступали в гротескных масках, действие завершалось всеобщим пиршеством.
Отличие Трагедии от Комедии по Аристотелю
Театрализованные представления стали неотъемлемой частью государственных праздников — Дионисий и Леней. Для них строили грандиозные каменные театры, рассчитанные на тысячи зрителей (театр Диониса в Афинах, лучше других сохранился амфитеатр в Эпидавре). Театр в Эпидавре.
1 – зрительный зал2 – орхестра3 – скена4 – парод5 - проскений
Со второй половины V в. до н.э. полноправными участниками театральных состязаний стали и актеры-протагонисты. число актеров не превышало трех, то одному и тому же актеру приходилось играть в спектакле несколько ролей. Женские роли всегда исполнялись мужчинами.
Маска проникла в греческий театр вследствие исконной его связи с культом Диониса: жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Необходимость в маске вызывалась и тем, что женские роли исполняли мужчины. Употребление маски обусловливалось размерами греческого театра: без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям дальних рядов.
Список литературы:1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2007.2. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч. 1./глав. 68 ред. М.Д. Аксенова – М.: Аванта+, 1997 – 688 с.: ил.3. http://ru.wikipedia.org/wiki/
Благодарю за внимание!