Свято-Никольский собор – главная святыня города Прохладный Кабардино-Балкарской Республики Учебный проект Автор - ученица МОУ ДОД «ДХШ местной администрации городского округа Прохладный КБР» МАРШАЛКИНА МАРИЯРуководитель – преподаватель МОУ ДОД «ДХШ местной администрации городского округа Прохладный КБР» ТЕСЛЯ ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА
Мои одноклассники из художественной школы всегда с интересом работают над композициями с изображением Никольского собора Табакова Таня, 14 лет Лыткина Лиза, 13 лет Бублик Таня, 14 лет Маршалкина Маша, 16 лет Сердюкова Лера, 13 лет
19 декабря 2011 года, в день Святителя и Чудотворца Николая Свято-Никольскому храму исполняется 125 лет со дня его освящения. Город Прохладный вырос из казачьей станицы Прохладной, возникшей в 1765 году на Моздокской укреплённой линии. Сначала в казачьей станице был построен деревянный храм, который в 1873 году сгорел.
Строительство новой, каменной церкви, началось в 1882 году по проекту Областного архитектора Михаила Адамовича Сурмиевича. В 1886 году строительство храма было завершено. Храм поразил всех красотой и благолепием. Построен он был в форме креста и вмещал до 1000 человек.
Высота храма – 28 м, ширина –25,10 м, длина – 26,80 м. Все три составляющие присутствуют почти в равной мере, поэтому форма храма является объемной, сооружение слегка вытянуто по вертикали. Общая площадь - 584 м². Церковь построена из камня, покрыта штукатуркой и побелкой, сияет белизной одежд. Выбор белого цвета не случаен, он дает понятие «чистый» - очищенный от грехов, святой, божественный.
Храм обладает выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов, изяществом украшений, при взгляде на него создается ощущение ясности и уравновешенности. Церковь увенчана пятью главами. С главным куполом соседствуют четыре купола поменьше. Число пять традиционно символизирует в русской архитектуре Спасителя и четырех евангелистов, записавших Благовествование.
Собор оказал формирующее воздействие на город. Территория вокруг церкви стала застраиваться жилыми кварталами, и Свято-Никольский храм превращался в центр города. Главная, мощёная камнем дорога, проходила мимо храма.
Собор стал не только духовным, но и культурно – образовательным центром. При храме имелась библиотека. В ней находилось до 220 названий разных книг. В 1889 году при нем открылась церковная школа, в которой обучалось 55 девочек. В 1894 году появилась школа грамотности под названием «Народная». При храме было образовано церковно – приходское попечительство, которое занималось воспитанием круглых сирот, помощью больным, бедным, семьям заключенных.
В 1901 году в западной стороне храма было завершено строительство величественной колокольни. Она была построена также по проекту Михаила Адамовича Сурмиевича. Декор храма и колокольни выдержан в одном стиле. Эти постройки составляют единое композиционное целое.
В эпоху тотальной борьбы с церковью Свято-Никольскому храму была уготовлена печальная участь. В 1937 году коммунисты храм закрыли, школу отобрали, всё церковное имущество было разворовано. В 1938 году с колокольни храма были безжалостно сброшены шестидесятипудовые колокола. Была даже попытка разрушить храм, но верующие люди его защитили. Какое - то время храм использовали как зерносклад.
Во время Великой Отечественной войны, 19 декабря 1942 года, в день Святителя Николая, Свято-Никольский храм был вновь открыт. С тех пор он действует постоянно. Началось кропотливое восстановление былого величия храма.
В 1987 году были начаты роспись и орнамент сводов и куполов храма. Работы закончены в 1990 году. Собор был полностью расписан. Роспись храма выполнена в технике фресковой живописи. Постановлением Совета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 1988 года за № 167 Свято-Никольский храм взят под государственную охрану и является памятником архитектуры.
Главы Свято – Никольского храма и сегодня возвышаются над городом, хотя для культового сооружения высота здания совсем небольшая. Можно сказать, что храм соразмерен и Вселенной и человеку одновременно.
Общее объемно – пространственное решение Свято – Никольского собора укладывается в традиционные схемы русских православных храмов: основа храма – крестово-купольная композиция;направление запад – восток (на востоке алтарь, на западе вход);купола увенчаны крестами;алтарь отделяется от средней части храма иконостасом;храм возвышается над окружающими зданиями, а пол алтаря – над уровнем остальной части храма.
Решение образа Свято – Никольского храма и его декора – результат взаимовлияния различных культур . Храм имеет крестово-купольную архитектурную композицию, которую Русь переняла у Византии в конце X века. схема крестово-купольного храма план Свято-Никольского храма
Узнаваемые черты древнерусской архитектуры в облике Свято- Никольского храма: пятиглавие, традиционное для главных соборов Древней Руси;покрытие куполов золотом;форма куполов в виде «шлема»;высокие барабаны;закомары;высокие узкие окна, украшенные наличниками.
Аркатурно - колончатый пояс, украшающий барабаны Свято – Никольского храма, был заимствован из романской архитектуры латинского Запада. На Руси аркатурно – колончатый пояс впервые использовали европейские мастера, приглашенные в XII веке во Владимир для возведения храмов. аркатурно –колончатый пояс Церковь Покрова на Нерли Свято-Никольский храм
В архитектуре Свято – Никольского храма использованы элементы ордерной системы (пилястры и карнизы). Подобную композицию привнесли в русскую архитектуру итальянские мастера, работавшие в России в конце XV - начале XVI вв. Фасады Свято – Никольского храма подобно Архангельскому собору Московского Кремля имеют этажное членение.
В оформлении и храма и колокольни использованы кокошники - самый распространенный декоративный элемент в русской церковной архитектуре XVI - XVII вв. Свято-Никольский храм Троицкий собор в Муроме
Архитектурный стиль Свято – Никольского храма мы определили как «русско-византийский». Этот стиль зародился в России в 30-е годы XIX века и сочетал в себе формы и образы древнерусского зодчества средневекового периода с элементами византийской архитектуры. Самый известный «русско-византийский» храм страны – это храм Христа Спасителя в Москве.
Никольский собор по своим размерам значительно меньше храма Христа Спасителя, но весь облик Никольского храма – планировка в форме креста, пятиглавие, аркатурно – колончатый пояс на высоких барабанах, закомары, кокошники, шлемовидные главы – говорят о том, что за образец архитектор Михаил Адамович Сурмиевич взял главный храм Москвы.
1. На развитие самобытной русской храмовой архитектуры оказали влияние различные мировые культуры - византийская, романская, итальянская, голландская, французская. 2. История Свято-Никольского храма неразрывно связана с историей города.3. В целом решение образа Никольского собора и его декора – результат взаимовлияния различных культур - византийской, древнерусской, романской, итальянской.4. Архитектурные стили не устаревают и не исчезают бесследно.5. «Древнерусские» формы Никольского собора напоминают об истоках и подчеркивают связь веков.6. Свято – Никольский храм города Прохладный построен в «русско-византийском» стиле.7. В истории встречаются повторения отдельных архитектурных элементов и копирования храмов.8. Все храмы являются уникальными художественными произведениями, так как все они возведены в разной пространственной среде, различаются соотношением масс и декора.