реферативная работа РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Выполнила ученица 7 «А» классаКиль АннаРуководитель: Бородина Е.В.г. Дудинка2011-2012 учебный год
Целью работы является знакомство с историей русского народного танца.Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Изучить литературные источники, позволяющие определить особенности русского народного танца.2. Узнать об основных жанрах народного танца.3. Проследить взаимосвязь компонентов народного танца: движений, композиции, музыки, костюма.
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Народный танец – один из древнейших видов искусства. Он выражает стиль и манеру исполнения каждого народа, неразрывно связан с музыкой.Народный танец – результат коллективного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. Народ танцами украшал свою жизнь. Во время праздников водили хороводы, плясали, пели, играли в различные игры.
ХОРОВОДЫ Хоровод- массовый танец. Его рисунок – простой круг- олицетворял движение Солнца вокруг Земли.Участники хоровода поют, движутся по кругу, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. В народе говорят: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы».Хоровод собирает большое число участников. В нем проявляется чувства дружбы, единения. Участники держатся за руки, за платок, пояс, венок. Иногда движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Русский хоровод «Веретёнце»
РУССКАЯ ПЛЯСКА Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Перепляс носит характер соревнования. Исполняются по парам и тройкам в различных сочетаниях, одними девушками или одними парнями.Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором. Большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.
ИГРОВЫЕ ТАНЦЫ В игровых танцах с помощью различных движений передаются характер, поведение, повадки животных и птиц: «Медведь», «Гусачок», «Журавель». Другие пляски связаны с трудовыми процессами - «Толкуша», «Веретено», «Косари». В них раскрываются и имитируются, благодаря рисунку и движениям, трудовые процессы. танец «Топотуха» танец «Журавель»
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. В старину девушки долгие годы готовили себе праздничную одежду, украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты. Богатый костюм, в который было вложено много труда, переходил по наследству от матери к дочери. Парни одевались тоже нарядно (вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса).Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки - косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ На западе принято считать, что диковинные прыжки традиционного русского танца являются следствием холодного климата северной страны. Дескать, "Присядка", "Арабский", "Коза", "Разножка", "Чёрт", "Пистолет", "Кольцо", "Бочонок", "Щучка", "Бедуинский", и другие трюки были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться. Действительно, большинство традиционных русских праздников справлялись осенью и зимою, когда заканчивались работы в поле. ТРЮКИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА
Я занимаюсь хореографией с 5 лет. Каждый год в апреле мы выступаем на сцене городского дома культуры с отчетным концертом. Для всех нас это яркий праздник: красивые костюмы, аплодисменты. Но за каждым таким выступлением (которое длится 3-5 минут) стоят месяцы репетиций, разучивания каждого движения.
Заключение Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что танец - это не только набор движений, соединённых между собой. Танец - это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.
Источники информации Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.http://www.scarb.ru/TANEC.htmhttp://www.perunica.ru/istoria/735-russkie-narodnye-tancy.htm
Спасибо за внимание !