PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / МХК / Специальные художественно-изобразительные средства (тропы)
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Специальные художественно-изобразительные средства (тропы)


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Специальные художественно-изобразительные средства (тропы)


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Специальные художественно-изобразительные средства (тропы) В число этих средств
Описание слайда:

Специальные художественно-изобразительные средства (тропы) В число этих средств включают эпитет, сравнение, метафору, олицетворение, метонимию, синекдоху, перифраз, гиперболу, литоту.

№ слайда 2 ЭПИТЕТОМ называют художественное определение, отмечающее существенную для данног
Описание слайда:

ЭПИТЕТОМ называют художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. В отличие от логического определения, которое отделяет признаки одного предмета от признаков других (например, «Стену нужно покрасить синей краской», то есть не желтой, не красной, а именно синей), эпитет вызывает в нашем сознании целостное представление о предмете. Так, например, в стихотворении Блока «Незнакомка» мы можем прочитать: И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.

№ слайда 3 Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов высту
Описание слайда:

Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают и существительные («волшебница-зима», «мать - сыра земля»); наречия («на севере диком стоит одиноко»); деепричастия («волны несутся, гремя и сверкая»). Бывают случаи, когда в роли эпитетов выступают местоименные слова, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. На это указал А. Квятковский в своем «Поэтическом словаре» («Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие!»).

№ слайда 4 Эпитеты можно разделить на изобразительные и лирические (выразительные). Изобраз
Описание слайда:

Эпитеты можно разделить на изобразительные и лирические (выразительные). Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «...в тумане моря голубом»; «на мутном небе» и т.д. В лирических эпитетах, напротив, ясно выражается отношение автора к изображаемому явлению: «томительная ночи повесть»; «мелькают образы бездушные людей». Подобное деление достаточно условно: изобразительные эпитеты, внешне нейтральные, всегда имеют эмоционально-оценочное значение. В народном поэтическом творчестве встречаются постоянные эпитеты: солнце красное; море синее; ветер буйный и т.д., которые могут быть использованы поэтом для создания определенного художественного эффекта.

№ слайда 5 УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Упражнение №1. Прочитайте предлагаемые ниже словосо
Описание слайда:

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Упражнение №1. Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание. Оцените их традиционность. 1) Зловещая дума; 2) ветрила гордых кораблей; 3) звезда печальная; 4) на обнаженной ветке; 5) роковой огонь сражений; 6) надежда сладостная; 7) безумное волненье; 8) в ясной лазури; 9) по бархатным лугам; 10) судьба жестокая; 11) тщетный шум пиров; 12) счастливый край.

№ слайда 6 Упражнение №2. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква». а) луч 1) неприс
Описание слайда:

Упражнение №2. Составьте словосочетания по схеме «цифра-буква». а) луч 1) неприступный б) замок 2) бледный в)луна 3) ликующий г) сон 4) роковой д)тайна 5) страшный е)жизнь 6) золотой Упражнение №3. Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты. Солнце сирень Чувство туман Муза огонь Тишина свет

№ слайда 7 СРАВНЕНИЕ. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому. Сра
Описание слайда:

СРАВНЕНИЕ. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому. Сравнения выражаются различными способами: творительным падежом («и с каждым днем уходит дымом»); формой сравнительной степени прилагательного или наречия («Душа ее зефира тише/ И зрак прекраснее рая»); оборотами с различными союзами (как, будто, точно, словно и т.д.: «Безумных лет угасшее веселье/ Мне тяжело, как смутное похмелье»). лексически (при помощи слов подобный, похожий, это: «Твои глаза подобны звездам»).

№ слайда 8 По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные срав
Описание слайда:

По своей форме сравнения могут быть прямыми и отрицательными. Отрицательные сравнения, в отличие от прямых, построены на отделении одного явления от другого, однако внутренне сближают их, поясняя одно другим. Использование отрицательного сравнения, характерного для устной народной поэзии, может служить знаком стилизации: Что не конский топ, не людская молвь, Не труба трубача с поля слышится... Довольно часто в стихах используются развернутые сравнения, которые состоят не в одномоментном уподоблении единичного признака, а в последовательном представлении целой образной системы. Пример использования развернутого сравнения можно найти в стихотворении Ф. Тютчева «Как над горячею золой».

№ слайда 9 Упражнение №1. Определите оценочные функции используемых сравнений. Он был крепо
Описание слайда:

Упражнение №1. Определите оценочные функции используемых сравнений. Он был крепок и могуч (как трехлетний бык ; как былинный богатырь; как кряжистый дуб; как степной смерч; как свекольная самогонка есаула Громобоева, хлебосольного хозяина, который, лукаво улыбаясь, любил потчевать своим напитком беспечных гостей на Троицу; как реликтовый мастодонт; как тибетский як). Его глаза сияли (как яркие звезды на темном небосводе; как медяки на заскорузлой купеческой ладони; как озера в знойный полдень; как не могут сиять человеческие глаза, так могут сиять только очи влюбленного ангела).

№ слайда 10 Упражнение №2. Придумайте несколько сравнений разной стиле вой окраски. Строчки
Описание слайда:

Упражнение №2. Придумайте несколько сравнений разной стиле вой окраски. Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно За дверью раздался шум, который походил на Упражнение №3. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Третья встреча явила мне Блока ч..тающ..м замечательные стихи о России и он мне казался подавле(н,нн)ым этой любовью целой жизни он был похож на рыцаря который любит Недосяжимую и сердце его истекает кровью от любви. Блок мне к..зался таким дорогим и бли..ким как в весенн..м кусте соловей который поет мне песню но ул..тит если я к нему подойду и как свежевыпавший снег которого (не) нужно касаться. (К. Бальмонт)

№ слайда 11 МЕТАФОРА - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении
Описание слайда:

МЕТАФОРА - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. «Метафора не украшение, не побрякушка - она мощнейшее средство, позволяющее поэту выразить свою жизненную философию» , - писал известный стиховед Е. Эткинд. В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков: цвета, формы, объема, назначения и т.д.

№ слайда 12 Метафоры, основанные на сходстве предметов в цвете, особенно часто используются
Описание слайда:

Метафоры, основанные на сходстве предметов в цвете, особенно часто используются при описании природы: «В дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Общие черты в характере действия открывают широкий путь для метафорического использования глаголов: «Лениво дышит полдень». Сходство во временной последовательности явлений позволяет использовать такие формы метафоризации: «Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час». Часто в стихах мы встречаем такие выражения, как «железный стих», «туманная юность». В этих случаях метафоричны определения. Они выполняют функцию эпитета и метафоры, потому и называются метафорическими эпитетами.

№ слайда 13 ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков жи
Описание слайда:

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ является разновидностью метафоры и состоит в переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Однако метафора представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».

№ слайда 14 Упражнение №1. Смоделируйте метафоры. Укажите смысловые комплексы, которые стано
Описание слайда:

Упражнение №1. Смоделируйте метафоры. Укажите смысловые комплексы, которые становятся источником для их создания. Например: ветер воет (зверь). 1) море; 2)луна; 3)время; 4)любовь; 5)земля; 6) сомнение. а) глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем б) догорать, как отблески заката в) терзать г) грозно реветь д) тяжелые шаги е) мутный зрачок

№ слайда 15 Упражнение №2. Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «
Описание слайда:

Упражнение №2. Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «город - огромное чудовище». «Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными________ . Он_____ в небо тучами дыма и_____________, как обжора, страдающий ожирением. Войдя в него, чувствуешь, что попал в _____ из камня и железа, - в__________, который проглотил несколько миллионов людей и растирает,___________их. Улица - скользкое, алчное__________ , по нему куда-то вглубь__________плывут темные__________пищи города - живые люди».

№ слайда 16 МЕТОНИМИЯ - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности.
Описание слайда:

МЕТОНИМИЯ - перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности. Смежность может быть проявлением связи: 1) между содержанием и содержащим: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! 2) между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита,/ Зато читал Адама Смита. 3) между действием и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег/ Обрек он мечам и пожарам.

№ слайда 17 4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на трубках Ц
Описание слайда:

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. 5) между местом и людьми, находящимися на этом месте: И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность.

№ слайда 18 СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного
Описание слайда:

СИНЕКДОХА - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет. Ученики часто путают метонимию с метафорой: например, рассматривая оборот «гуляло все село», они резонно говорят, что здесь неживой предмет «село» олицетворяется, следовательно, перед нами пример метафоры.

№ слайда 19 Есть достаточно надежное и простое правило, позволяющее отличить два этих приема
Описание слайда:

Есть достаточно надежное и простое правило, позволяющее отличить два этих приема: метафора легко переводится в сравнение при помощи слов «как бы», «словно», «вроде» и т. д., а метонимию трансформировать в сравнение нельзя. Сравните два выражения: «спит усталый ветер» и «спит усталый город». Мы можем сказать: «ветер спит подобно человеку» (ветер соотносится по действию с живым существом), попытка подобным образом записать второе выражение приводит к логической несуразице: ясно, что в городе спят находящиеся в домах люди.

№ слайда 20 Упражнение №1. Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих
Описание слайда:

Упражнение №1. Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях: а) его ожидали скипетр и золотая мантия; б) он снял с полки Бунина; в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно; г) весь зал оглушительно захлопал; д) перо кипело страстью; е) истину нельзя добыть кулаком; ж) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка.

№ слайда 21 Упражнение №2. Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественные функции
Описание слайда:

Упражнение №2. Выделите в тексте метонимию. Определите ее художественные функции. Просторечие - разговорная речь преимущественно городского населения: части дворянства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства. Оно сильно отличалось и от архаизированного книжного языка, и от офранцуженной речи светского круга. Образцом просторечия Пушкин считал язык московских улиц, живое слово шумных торговых рядов.

№ слайда 22 ПЕРИФРАЗ - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их
Описание слайда:

ПЕРИФРАЗ - оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (Мы часто говорим: «автор «Героя нашего времени» вместо «М.Ю. Лермонтов»). Перифраз особенно был характерен для классицистической поэзии, поскольку позволял «оборачивать» изображаемое явление кружевами высокой, торжественной образности: «Колумб российский через воды/ Спешит в неведомы народы»; «Смиритель стран Казанских». Перифраз позволяет придать тексту торжественное, возвышенное звучание. Он может быть также использован для создания комического эффекта. Очень часто перифраз позволяет избежать неоправданных повторов и служит для связи предложений.

№ слайда 23 Упражнение №1. Найдите соответствия. 1) спаситель Капитолия а) муза 2) блистающа
Описание слайда:

Упражнение №1. Найдите соответствия. 1) спаситель Капитолия а) муза 2) блистающая сталь б) зима 3) солнце русской поэзии в) Прометей 4) весна человеческой жизни г) швед 5) седая чародейка д) сабля 6) пермесская богиня е) гусь 7) потомок викингов отважных ж) Пушкин 8) волшебный прибор Левенгука 3) Гомер 9) прикованный к скале Титан и) микроскоп 10) бессмертный творец «Илиады» к)юность

№ слайда 24 ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преуве
Описание слайда:

ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА. Гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота -выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления: Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов). Использование гиперболы и литоты позволяет писателю усилить выразительность образа, выделить мысль, придать ей необычную форму и яркую эмоциональную окраску. Так, Некрасов заканчивает стихотворение, посвященное Николаю Добролюбову, следующими строчками: Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...

№ слайда 25 Гиперболизация основана не на переносе значения, а на демонстративно-преувеличен
Описание слайда:

Гиперболизация основана не на переносе значения, а на демонстративно-преувеличенном изображении каких-либо качеств, свойств, признаков явления. Например, можно сказать: «Мужчина крикнул громко». А вот иной вариант сообщения о том же самом явлении: «Он так кричал, что в соседних домах стекла повылетали». Содержание фразы как будто бы осталось прежним: нам сообщили о мужчине, который издал очень громкий крик, но использование преувеличения позволило, во-первых, придать ей образность, во-вторых, сообщение приобрело явную эмоциональность

№ слайда 26 Художественный эффект гиперболы (как и литоты) основывается на удивительном пара
Описание слайда:

Художественный эффект гиперболы (как и литоты) основывается на удивительном парадоксе: она самым очевидным образом противоречит законам объективной действительности, формальной логике, эмпирическому опыту. Но при этом она воспринимается не как обман, а как факт художественной реальности, как особая форма существования истины, сила которой не в соответствии здравому рассудку, а в ее эмоциональной убедительности.

№ слайда 27 Упражнение №1. Создайте гиперболы и литоты. Чтобы вы могли понять, какой нос был
Описание слайда:

Упражнение №1. Создайте гиперболы и литоты. Чтобы вы могли понять, какой нос был у Ландоцкого, представьте ________________________________ Она узнала о его смерти на следующий день, и с тех пор солнце больше__________________________ . Он схватил пудовый котел с кашей, которой хватило бы, чтобы досыта_________________дюжих молодцов, и________________________________. Руки у нее были тоньше __________________. Таких глаз не было_____________________ . Стало так тихо, что можно было услышать, как на другом конце Земли ___________________________

№ слайда 28 ФИГУРЫ РЕЧИРиторический вопрос. Риторическое восклицание
Описание слайда:

ФИГУРЫ РЕЧИРиторический вопрос. Риторическое восклицание

№ слайда 29 Повтор - одна из самых распространенных стилистических фигур. Существуют разнооб
Описание слайда:

Повтор - одна из самых распространенных стилистических фигур. Существуют разнообразные виды повторов, но общее их значение состоит в том, что автор повторяет те звуки, те слова, те выражения, те предложения, которые он считает наиболее значимыми. Задача исследователя - выявить, какую художественную роль играет усиленный повтором компонент. Простейший вид повтора имеет вид «АА» и представляет собой простое повторение какого-либо слова (или слов): «Душа, душа, спала и ты». В тексте обычно используются более сложные комбинации - такие, как анафора, эпифора, анадиплосис (подхват) и т.д.

№ слайда 30 а) Анафора - единоначалие ( схема А ... А ...), повтор слова или группы слов в н
Описание слайда:

а) Анафора - единоначалие ( схема А ... А ...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») б) Анадиплосис (подхват) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».) в) Рефрен - повтор самостоятельного предложения, логически обособленного от основного текста. г) Градация - всякая цепь элементов высказывания с постепенным нарастанием значимости («ни позвать, ни крикнуть, ни помочь») или убыванием («Все грани чувств, все грани правды в мирах, в годах, в часах»). По аналогии со стилистической градации говорят о сюжетной градации.

№ слайда 31 Параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом) тождественное
Описание слайда:

Параллелизм - (от греч. parallelos - находящийся или идущий рядом) тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ. Синтаксический параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. («По небу плывут тощие тучи. Над рекой висят серые клочья тумана. В душе затаилась угрюмая боль».) Анализируя текст, вы можете столкнуться с еще одним видом параллелизма - композиционным. Он основан на сходстве сюжетных линий, смысловой параллельности частей: например, описание осенней распутицы предваряет описание внутреннего состояния персонажа.

№ слайда 32 Многосоюзие (полисиндетон) - повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляе
Описание слайда:

Многосоюзие (полисиндетон) - повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, чаще всего используется в положении анафоры. («Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр».) Бессоюзие (асиндетон) - такое построение предложений, при котором однородные члены предложения или части сложного предложения связываются без помощи союзов. («Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари...») Эллипсис состоит в пропуске подразумеваемого слова. В зависимости от контекста создает эффект бытовой небрежности, мудрого лаконизма, «телеграфной» деловитости, лирической взволнованности, разговорного просторечия и т.д. («Ввели и - чарку - стук ему!»)

№ слайда 33 Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделе
Описание слайда:

Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или их сочетаний. Она состоит в поста новке выделяемых слов на синтаксически необычное для них место. Поэтому инверсия предполагает нарушение обычного порядка слов. Так, например, логика развития мысли требует, чтобы в повествовательном предложении на первом месте стояло подлежащее, а сказуемое - на втором. Если поэт меняет их местами, то, скорее всего, мы имеем дело с инверсией.

№ слайда 34 Инверсивными считаются в русском языке следующие сочетания: а) определение стоит
Описание слайда:

Инверсивными считаются в русском языке следующие сочетания: а) определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой, в темнице сырой (сырая темница); б) обстоятельство (наречие) стоит после главного слова: На севере диком стоит одиноко (одиноко стоит); в) дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед главным словом: Часов однообразный бой (однообразный бой часов); г) сказуемое стоит перед подлежащим: Роняет лес багряный свой убор (лес роняет убор).

№ слайда 35 Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противо
Описание слайда:

Антитеза - это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия. («Ученье -свет, а неученье - тьма»). Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание).

№ слайда 36 Сгруппируйте парами антитезы по схеме «цифра-буква». а) нищенские лохмотья пораж
Описание слайда:

Сгруппируйте парами антитезы по схеме «цифра-буква». а) нищенские лохмотья поражение б) блеск медяков триумф в) гибельный закат царская мантия г) славная победа маршальский жезл д) горький плач ликующие крики е) нож мясника величественное сияние правды ж) разочарованный вздох радужные надежды

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru