Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 Урок развития речи по теме «Создание словесного портрета» (описание внешности человека). Выполнила: Морозова Инна Валентиновна учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ СОШ №10
Художник выражает свои мысли и чувства красками, музыкант – звуками, поэт и писатель - словом.
Установочное задание Выявите отличия портретов 17 – 20 веков и проанализируйте их. Тема урока: «Создание словесного портрета»
Портреты 17 века Рембрандт. Хендрикьё в окне Рогир ван дер Вейден. Портрет женщины
Портреты 18 века. Констанс Мари Шарпантье. Мадемуазель Шарлотта дю Валь Дьонь. Почему картину можно назвать портретом? Опишите внешность художницы. Расскажите о героине картины.
Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной. Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд, и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать.
Портрет 20 века. Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками. Опишите лицо и позу девочки. Ответьте на вопрос: чувствуем ли мы, что девочка позирует художнику. Какими деталями достигается данный эффект?
Задание Какой тип речи нужно использовать для написания сочинения – портрета? Охарактеризуйте данный тип речи. На какую тему может быть написано сочинение на основе увиденного?
Проверим себя Тип речи – описание; Описание – это текст, который указывает признаки объекта речи. Возможная тема: «Мой друг (подруга, мама, сестра…)» - портрет человека.
Схема построения описания
Словарная работа Каковы особенности художественного портрета человека? Подберите материалы к описанию портрета.
Варианты описания частей лица
Варианты описания частей лица.
Успехов в создании ваших творческих работ!